Журналистика для журналиста — орудие обоюдоострое. Она может как просветлять, так и отуплять. Это прекрасное средство научиться жить своей головой. Ты встречаешься с ньюсмейкерами, у тебя есть доступ к причинам событий. Но докапываться до причин — это труд, а порой и смелость. Гораздо легче, соблазнительнее для журналиста жить чужими мозгами, модными мыслями. Журналистика — стадная профессия. В основной своей массе журналисты — люди довольно поверхностные. Встречаются со специалистами разных сфер, по чуть-чуть хватают знаний там-сям. У них возникает ощущение, что они приобщились к чему-то и поумнели, вошли в круг передовых продвинутых людей. А на самом деле нахватываются вершков, которые позволяют выглядеть умными на общем фоне неспециалистов. На самом деле никакое — это не знание. Средний журналист — классический диванный эксперт. Так что журналисту не стоит себя переоценивать. В свое время академик Игорь Шафаревич первым обратил мое внимание на феномен интеллигенции. Она по его мнению, в принципе такая. Поверхностная, не имеющая глубоких знаний об обществе, в котором живет, о народе, в состав которого входит. Примерно то же, но о такой разновидности творческих людей, как актеры, мне говорил режиссер-документалист Аркадий Динкевич. У нас очень модно было (да и есть) считать актеров светочами, чрезвычайно умными людьми. К их мнению по общественным вопросам прислушиваются. Многие из них идут в политику. А вот Аркадий Динкевич считал, что актеры — сплошь дураки. Как лягушки. А режиссер — как ученый, который ставит на лягушках разные опыты. Бьет током в определенную точку — лягушка дрыгает лапой. Так, по его мнению, строится работа над фильмом или спектаклем — работа с творческими людьми. Похожим образом власти нередко манипулируют журналистами. Поэтому мой совет всем коллегам, которые считают себя семи пядей во лбу — не превращайтесь в лягушек.
Главное — журналистика позволяет исследовать жизнь. Зреть в корень, докапываться до истины. В этом смысле профессия — классная. На мой взгляд, добивается успеха в журналистике тот, кто думает своей головой, а не живет брендами и трендами. Тот кто копает глубже остальных. Кто видит темы там, где другой пройдет мимо. Кто не боится браться за запретные темы. Кстати, эффектный прием, в связи с вышесказанным — идти против течения. Все журналисты дуют в одну дуду, а ты задумайся, так ли все обстоит на самом деле, как тебе хором рассказывают? Очень часто все оказывается сложнее, чем пытаются представить массовому сознанию. И если ты об этом напишешь, твой голос выделится из общего хора, и ты станешь заметен на общем фоне.
Еще один плюс журналистики в том, что она раскрепощает. Когда я пришел в газету, был очень зажат, с какими- то тараканами, комплексами. Но встречаясь с разными людьми, задавая им самые разные, в том числе неудобные вопросы, «пиша» на разные, в том числе на острые и откровенные темы, или по крайней мере их обсуждая, со временем становишься свободнее, увереннее, смелее в общении.
Вокруг профессии журналиста существует некий ореол. Но он зачастую не оправдан. Люди придумывают себе будущую модную журналистскую жизнь — фантазируют, как берут интервью у знаменитостей, ходят по выставкам, пишут политические колонки на злободневные темы, проводят расследования и т. д. А в реальности подавляющему большинству приходится заниматься рутинной скучной работой. Журналистской романтики на всех не хватает. В советское время на весь Ленинград было всего четыре газеты — «Смена», «Ленправда», «Вечерка» и еженедельник «Ленинградский рабочий», где было относительно интересно работать. Все остальное — «районки» и заводские многотиражки. Я как-то засел читать их подшивки в библиотеке (думал найти интересные темы, которые мог бы раскрыть на страницах «Смены» — и ничего не нашел). Сейчас выбор чуть побольше, но тоже невелик. А времена расцвета СМИ — 1990-е годы — давно позади. Выход? Надо ставить себе сверхзадачи, а не идти на поводу. Иначе есть опасность, что так и будешь заниматься неблагодарной неинтересной работой. Всегда есть работа, которую делать не хочется, но приходится. Когда я только начал работать в «Смене», в Отделе рабочей и сельской молодежи, приходилось ездить по заводам, писать о молодых рабочих, комсомольских организациях. Но приходилось разбирать и трудовые конфликты — это было самое интересное (всегда во все времена самое интересное — люди и их отношения!) Но, к счастью, никто не мешал заниматься непрофильными для отдела темами — писать для души, расти над собой. Надо ставить сверхзадачи, чтобы развиваться. Достигнув определенного уровня, идти дальше. Но работа даже самом крутом издании — это всегда компромисс между интересным и неинтересным. От этого никуда не деться. Нужно уметь находить для себя баланс.