Мы живем в сложное быстрое время. У читателей нет времени на поглощение больших объемов текста, длинных сложных стилистических конструкций. Отсюда следует сокращение объемов текстов. Отсутствие в них сложных предложений и длинных абзацев.
Большие тексты от 3 тыс. знаков надо обязательно разбивать на главки со своими заголовками. Тексты от 5 тыс. знаков надо стараться дробить — помимо главок, нужно какую-то информацию концентрировать во врезы. Это могут быть цитаты, справки, цифры, какие-то интересные дополнительные факты, краткие примеры историй, аналогичных рассказанной и т.д. Врезы позволяют избавиться от ощущения текстового монолита и в тоже время создают иллюзию широты охвата темы.
Надо соизмерять значимость темы с размером текста. Больших объемов заслуживают лишь материалы важные и увлекательные с интересными подробностями, необычными фактами.
Не надо стесняться попросить ваших собеседников разжевать, объяснить простым языком сложные и непонятные вещи.
Одно из средств разбить большой текст на удобоваримые куски — сериальность, освещение темы по частям из номера в номер, изо дня в день. Это одновременно создает дополнительную интригу для читателя, стимулирует его купить завтрашний, послезавтрашний и т.п. номера газеты или вернуться на сайт. Сериальность опять же – хорошая ловушка на женщин 35-45 лет. Они привыкли к сериальности на ТВ. Главное условие — текст должен стоить того.
Вместе с тем на фоне быстрых коротких текстов должна быть определенная доля «медленных» и длинных. Они придают изданию серьезность и основательность. Это то, к чему тяготеет, например, мужская аудитория. В свое время в «Комсомолке» была служба соцопросов. Она зафиксировала на фоне общей тенденции к сокращению объемов текстов в газете, повышенный интерес читателей к огромным текстам — размерами с разворот. Такие тексты вызывали у читателей ощущение серьезности, основательности проработки темы или события. И газета стала давать в каждом номере на фоне кучи мелких заметок по несколько разворотов. В этом же причина популярности лонгридов. На маленьком объеме не раскроешь серьезную тему или человека, не исследуешь проблему с разных сторон.
Многие редактора и псевдопродвинутые медийные боссы считают, что строить СМИ надо на мелких текстах и крупных фото. Считают, что снимки, а теперь еще и инфографика, — первичны. Подменяют журналистику оформлением (и хорошо, если это интересные снимки и не примитивная инфографика). Так делать газету или журнал проще. Но с таким подходом они превращают свое СМИ в жвачку. Ни один из этих коротких текстов не падает читателю в желудок. А ему нужна пища для души и ума. Так что все-таки должно быть разумное сочетание — при подавляющем преимуществе компактных материалов необходимы и пространные, задушевные.
Другое дело, что и длинные тексты должны быть динамичными — без зависаний, сложных конструкций, долгих абзацев, длинных предложений. На всем протяжении такого материала должны быть расставлены будильники — увлекательные подробности, острые фразы, фотографии, врезы и т. д. — которые должны прерывать монотонность текста, будить читателя, будоражить его, не давать ему «засыпать».
Все темы, даже самые специфические, «тяжелые» надо стараться подавать через людей. Люди должны всегда присутствовать в текстах.
Если материал посвящен какому-либо ныне здравствующему человеку и журналист встречался с ним, то в тексте обязательно должны быть высказывания этого человека. Причем высказывания не должны быть повествовательного характера (повествование — дело самого журналиста). Цитаты героя публикации должны содержать либо важные заявления, либо яркие, сочные, острые фразы, откровения, привлекающие внимание читателя или отчасти характеризующие персонажа.
Надо помнить, что часто читатель полученную информацию «примеряет на себя», желает знать, чем лично для него обернется то или иное решение или событие. Соответственно, и заметки в газете там, где это уместно, нужно подавать в таком ориентированном на личность ключе. Журналист или привлеченный им эксперт, должны по возможности разъяснить или дать понять в статье, как именно данное событие или решение отразится на читателях.
Не ставьте банальных заголовков, не способных привлечь внимание читателей. Каждый заголовок — это крючок, на который мы их ловим.
Простейший способ придумать хороший заголовок — вытащить из текста чью-нибудь интересную цитату. Правда, этот способ лучше работает в сочетании с подзаголовком.
Все тексты кроме маленьких заметок желательно снабжать подзаголовками. Такая система подачи позволяет ярче преподнести текст и заинтриговать читателя. В этом случае заголовок может быть игровым, подзаголовок конкретным. Но они могут и перекликаться.
Можно также вытащить в заголовок из текста название самой удачной главки, а вместо нее придумать что-то другое. Это проще — к названию главки меньше требований.
Если вы работаете без подзаголовков, то в заголовке становится очень важен какой-то глагол. Он позволяет лучше объяснить суть дела.
Также глаголы желательны к коротким новостным заметкам. Они придают им динамику и новостной характер.
Надо всегда сообщать главную новость сразу в лиде, а не рассказывать ее предысторию, не подбираться к новости издалека («уже 80 лет Иваново славится своей подготовкой кадров»). Но в тоже время, уже сообщив новость и приступив в основном теле текста к ее изложению, надо вести повествование последовательно хронологически, с самого начала.
Вводка к тексту (лид) должна быть короткой и конкретной.
Не стоит начинать материал словами о том, что состоялись пресс-конференция, семинар и т. п. Сами по себе эти мероприятия не являются новостными поводами. Начинать следует с новости, объявленной на пресс-конференции или семинаре, какого-нибудь интересного заявления, сделанного на них, или любопытного факта, который был озвучен.
Самые яркие факты, цифры, фразы и примеры всегда ставятся в начало текста, выносятся в название главок, в заголовки, подзаголовки, а не «топятся» в тексте. Именно этими фактами и примерами мы стараемся привлечь внимание читателя, нанизываем на них все остальное содержание материала.
Ссылка на примеры
Необходимо писать тексты так, чтобы любопытство читателя после их прочтения не оставалось неутоленным. Если уж упомянули вскользь какой-то интересный факт, раскройте его. На все закономерно возникающие в процессе чтения вопросы должны быть даны ответы.
Возвращаясь к одной и той же теме или ситуации в разных номерах, надо всегда напоминать читателю предысторию, не уповая на то, что «мы об этом уже писали». Потому что читатель уже десять раз забыл подробности, а подчас и суть события.
Надо стараться писать человеческим, неказенным языком, избегать газетных штампов и канцелярщины. Но в то же время избегать жаргонизмов и слэнга (отдельные слэнговые слова допустимы в интервью или репортаже в устах собеседника журналиста, если эти слова помогают лучше раскрыть образ интервьюируемого или ситуацию, которой посвящен репортаж).
Надо не унифицировать, не приглаживать речь людей, особенно в интервью. А наоборот, ловить эмоции и живую речь собеседников. И стараться их передать.
Мы живем в динамичное время, соответственно и тексты должны быть динамичными, плотными. Верный путь к этому — короткие, а не длинные предложения, деепричастия и причастия вместо сложно подчиненных предложений с союзом «который», периодические тире вместо глаголов, частые короткие абзацы.
Прямую речь надо подавать через диалоговые дефисы, а не путем заключения ее в кавычки. Так тексты дополнительно дробятся на куски, что облегчает их восприятие.
Если текст изобилует цифрами, их надо вытаскивать из него во врезы — таблицы, перечни и т.п. В массиве текста большое количество цифр усложняет их восприятие, а во врезах оно, наоборот, систематизировано и логично. В них цифры хорошо «усваиваются» читателем, говорят сами за себя.
Кроме того, некоторые цифры, должны расшифровываться. Не всегда читатель может понять много это или мало, что за ними стоит. Рядом с цифрами должны идти сравнения (с прошлогодними, со среднестатистическими и т.п.). Очень эффектно могут смотреться сравнения, казалось бы, не имеющие отношения к тексту. Упрощающие восприятие, даже удивляющие. «Мощность одного бульдозера равна силе 8 слонов», «на сумму взятки чиновника N. можно было бы отремонтировать стадион» и т.д.
Надо избегать частого использования аббревиатур соседства их друг с другом. Не самые известные из них надо обязательно при первом упоминании в тексте, расшифровывать и никогда не выносить в заголовок.