Рожденные свободными?

Как я в цыганский табор ходил

VK
OK
Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
Email
цыганский табор
Я увидел этот табор из окна электрички. Он расположился прямо в центре города — сразу за Московским вокзалом, главным транспортным узлом Петербурга. Больше всего удивило, что кто-то потрудился прикрыть табор бетонным забором, чтобы он не был виден из проезжающих поездов. Я решил сходить в гости к цыганам. Они оказались довольно разговорчивыми, откровенными людьми.
Бросить все и уехать к цыганам. Что может быть романтичнее, чем этот воспетый классической литературой внезапный порыв мятущейся и загадочной русской души. Порыв, который, впрочем, могли позволить себе только вполне состоятельные россияне. Наше время — время великих разочарований. Состоятель­ные россияне нынче почти сплошь имеют партийное или уголовное прошлое. Загадочная русская душа опростилась. Да и цыгане не те. Всякий, кто хочет удостовериться в последнем, может прибыть на Московский вокзал и купить билет до железнодорожной платформы Фарфоровская, где уже три года стоят табором примерно 200 венгерских цыган.

Табор как стихийное бедствие

Если вам повезет так, как мне, вы начнете знакомство с табором еще в электричке. Можно поспорить, что кроме вас и цыган в вагоне не ока­жется больше ни одного пасса­жира. Цыганята будут стоять на ушах, что-то горланить, ска­кать по сиденьям, кидаться друг в друга посторонними предметами, открывать фор­точки, выкрикивать в них на ломаном русском матерные ругательства по адресу встреч­ных прохожих и смотреть на вас — единственного придурка-иноплеменника в этом бедла­ме — с нескрываемым удивле­нием и любопытством.

Если все вышеназванное еще можно усилием воли за­ставить себя воспринимать как экзотику, то сам табор — что-то среднее между помойкой и большим общественным туа­летом — не оставит почитате­лям русской классики ни еди­ного шанса.

Табор на Фарфоровской — это стихийное бедствие, прес­тупление против окружающей среды и цивилизованного чело­вечества. Одна окрестная ба­булька при упоминании об «ока­янных» долго крестилась. Как, зачем и во имя чего здесь живут эти люди, внешним ви­дом напоминающие не столь­ко исполнителей цыганских романсов, сколько самых обыкновенных бродяг и бом­жей? С этим вопросом я и под­ступил к обитателям городка из фанеры и досок.

Цыганская откровенность

«Начальник табора», муж­чина средних лет, оказался неразговорчив. Он только что вернулся из транспортной ми­лиции и был явно не в духе. Заявив, что чем реже о его поселении будут вспоминать, тем будет лучше для дела, по­советовал походить пообщать­ся с народом.

В ходе этого общения вы­яснились противоречивые ве­щи. Так, одни цыгане пытались уверить, что они являются бе­женцами из Молдавии. Другие, в основном прибывшие недав­но, напротив, утверждали, что приехали с Украины, а точнее, из прикарпатского городка Берегово, заработать здесь, в Петербурге, «пару копеек», взять товар, отвезти домой и сделать какой-нибудь неза­мысловатый бизнес, потому что у них на приграничной с Венгрией территории, где все особенно дорого, жить стало совсем уж невмоготу. Эти вновь прибывшие и, видимо, еще не вполне вошедшие в курс дела цыгане отличались вообще откровенностью. Раз­говор с ними получился душев­ный и небезынтересный с эт­нографической точки зрения.

 

— Хорошо быть цыганом? Поинтересовался я у отца одно­го многочисленного семейст­ва.

— Да где там. Видишь, в какой бедности и грязи прихо­дится жить.

 

— Куда же смотрит цыган­ский барон? И почему жены ваши, которые гадают и про все в жизни знают, не подска­жут вам, как уберечься от бед­ности?

— Никаких баронов у нас нет. Жены гадать не умеют и юбок этих длинных не носят. Это все есть у русских цыган. Вот они действительно богато живут. Они нас ненавидят за то, что мы язык цыганский давно позабыли. Вообще нас за цыган не считают. Хотя мы цы­гане венгерские. Не кочуем, а живем в постоянных домах.

 

— И хозяйство имеете?

— Нет. Хозяйства не держим, потому что свои же переворуют.

 

— А живете на что?

— Обычно ходим по всей Украине, изготавливаем саман­ные дома по договорам с сов­хозами. У кого лошадь есть тот перевозками подрабаты­вает.

 

— У нас повелось думать, что цыган без лошади жить не сможет.

— Какой там. У меня был жеребенок. Так зимой дети голодовали, пришлось продать. У меня ведь десять детей. От трех жен.

 

— Как это так?

— Очень просто. Уезжал на заработки. Возвращался уз­навал, что жена изменила (как выяснилось, в цыганской жиз­ни это типичная ситуация, — В. Ч.)

 

— Вы обычно на своих, на цыганках жениться предпочи­таете?

— Почему? У меня вот сей­час молдаванка жена. На русс­ких редко женимся. Потому что мы цыгане такие, что если кто-то обидит, не можем прос­тить. Нам обидно, когда неко­торые русские женщины не счи­тают нас за людей. Спать с цыганом, выходит, можно. А замуж нельзя. И потом у нас, у цыган, женщины пить не долж­ны.

 

— А цыгане-мужчины много алкоголя употребляют?

— Ой… Не спрашивай. Если останешься здесь с нами на ночь, до утра не сможешь заснуть. Когда с Венгрией границу открыли и наши начали ездить туда торговать, так ни­кто обратно денег не приво­зил. Все там пропивали. Они в Венгрии через нас и пить на­учились.

 

— Хорошая в Венгрии жизнь?

— Я бы не сказал. Очень мно­гие бедствуют, на вокзалах но­чуют, хотя в магазинах, даже в деревенских, в несколько раз лучше, чем здесь. В Венгрии живет очень много цыган. Они автономную республику свою хотят сейчас создать. Когда-то и наши места входили в состав Австро-Венгрии. Но там люди плохие. Идешь по селу. Ябло­ни сыпятся, но все равно ни одного яблока не возьмешь У нас же наоборот, даже когда хочешь расплатиться денег не берут. И в Ленинграде люди тоже хорошие пропасть не дадут.

 

— Я смотрю, тут и дети при вас. Им что, в школу не надо?

— А какой смысл? Вот мой сын в седьмом классе. Не зна­ет, как имя свое написать. Прос­то школа такая цыганская.

«Мне противно здесь находиться»

Другой обитатель табора был настроен еще более пес­симистично, если не сказать оппозиционно к окружающей цыганской действительности:

— Мне противно здесь нахо­диться. Приехал сюда по дурной голове. Собираюсь на­зад. Чем скорее, тем лучше. Здесь тупеешь.

 

— Почему же тупеешь? Пи­тер город культурный. Уже успели побывать где-нибудь?

— Да был один раз на вокза­ле. И еще крепость вашу хочу посмотреть.

 

— Петропавловскую?

— Во-во. Я всегда любил про старинную жизнь книги читать. Эх, жалею сейчас об одном. Что отец мой, неграмотный был человек, ввел меня с детства в эту работу. Если б выучился, может быть, был бы юристом сейчас.

 

— А из ваших, не знаете, в институт много людей поступа­ет?

— Ни про одного не слыхал. У меня теперь в жизни одна задача Хочу, чтобы дети мои не имели такой дурацкой судь­бы, как у меня.

 

— А что, по-вашему, сде­лать для этого нужно?

— Да вот надо как-то крута­нуться. Заработать как-то. Де­тей в русскую школу отдать. С другой стороны, в совхозе ка­ком-нибудь пашешь с утра до вечера. Домой придешь — вы­пьешь. И еще навозом от тебя все время несет. Это тоже не жизнь. Ничего я в этой жизни не видел. Один раз только, когда возле Херсона помидоры убирал, — хорошо было. Там море рядом…

Поселились на ничейной земле

…Было время обедать, и в цыганских лачугах задымились буржуйки. Возвращались с охо­ты добытчики. Кто-то волочил на себе ящик с пивом, кто-то — доски под будущий «дом». Цы­ганское стойбище все увели­чивается в размерах. Кажется, цыгане в основной своей мас­се намерены зимовать на Фарфоровской и четвертый сезон. Кажется, на горе мест­ным жителям они пришли сюда всерьез и надолго.

Интересно, а что думают поэтому поводу стражи поряд­ка и местные власти? Выяснить это, увы, так и не удалось. Случай классический За отве­том на этот вопрос из ближай­шего к табору Фрунзенского РУВД меня адресовали в 40-е отделение милиции, из 40-го отделения в 47 е, из 47-го в транспортную милицию, из транспортной милиции снова во Фрунзенское РУВД. Аналогич­ным же образом представите­ли администрации Фрунзенско­го района посоветовали об­ратиться в администрацию Не­вского района. А оттуда со словами «к сожалению, у нас еще много ничейной земли» послали обратно во Фрунзен­ский район. Таким образом, нельзя не признать, место жи­тельства в незнакомом городе «бедные и темные» цыгане выбрали очень грамотно. Впол­не грамотны они, как выясни­лось, и в некоторых других вопросах. Так, мы хотели со­проводить этот рассказ соответствующими фотоснимками, потому что то, что творится в таборе, надо видеть. Но цыга­не не позволили фотокоррес­понденту сделать ни одного снимка, запросив за это 300 долларов или 500 марок ФРГ.

И все-таки нельзя сказать, что власти абсолютно не ин­тересуются табором. Сам на­чальник Октябрьской желез­ной дороги, проезжая как-то мимо Фарфоровской, заме­тил цыганское поселение и велел принять меры. «Меры приняли», на небольшом участ­ке железнодорожного полот­на, как раз напротив табора, установлен теперь бетонный забор, который надежно укрыл безобразие от глаз проезжа­ющего начальства.
Оказывается, у себя дома, в Берегово, цыгане живут ничуть не лучше, чем в Питере

Владлен Чертинов

Статья из газеты «Смена» от 22 сентября 1993 года

Моих предков казаков, наверное, тоже можно в чем-то сравнить с цыганами. В том смысле, что они тоже любили путешествовать, открывать для себя (а заодно по факту и для России) новые земли и селиться среди самых разных народов. Одно из самых впечатляющих путешествий совершили казаки-некрасовцы. Оно длилось 250 лет. Я успел застать и расспросить еще тех некрасовцев, которые вернулись в Россию из Турции в 1962 году.

Текст «250 лет без России» будет опубликован позднее.

VK
OK
Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
Email

Добавить комментарий

Еще статьи из рубрики «Народы»

Мой сайт использует файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нем