Спасти «Пандору»!-2. Земля Шаманов

На окраинах России гибнут удивительные миры

VK
OK
Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
Email

Для того, чтобы улететь на другую планету, не нужно многого. Достаточно просто поехать на окраины нашей страны. Или на худой конец побывать в петербургском Институте народов Севера. Что я и сделал.

Мало кого из зрителей не завораживал волшебный мир планеты Пандора в фильме «Аватар». И ее обитатели — красивые разумные существа, живущие в гармонии с природой. Но вынужденные защищать свою планету от пришельцев-землян, несущих под видом цивилизации разрушения и зло. Нашим зрителям и в голову не приходит, что никакая это не фантастика. Похожая борьба и ничуть не меньшие трагедии разворачиваются на просторах России. В нашей стране есть свои волшебные миры, оказавшиеся на грани исчезновения. И свои «инопланетяне» — по меркам европейской цивилизации люди отсталые, а на самом деле, мудрые и продвинутые, удивительно приспособленные к выживанию на своих суровых и прекрасных планетах. Изучением и сохранением этих заповедных миров занимается петербургский Институт народов Севера. «Фонтанка» пообщалась с его сотрудниками. А еще с обитателями наших Пандор — Камчатки и Колымы, сказочное богатство которых резко контрастирует с бедностью их жителей. Чукчи и коряки, юкагиры и ненцы стали проводниками в фантастический мир своих предков.

Земля шаманов

Вера Чебоксарова, юкагирка, заместитель директора Института народов

— Самыми мудрыми, знающими людьми были шаманы — духовные лидеры своих родов. К ним обращались по всем спорным вопросам, просили их советов в разных ситуациях —например, выдавать ли дочь замуж. Их вызывали к больному, просили помочь найти пропавшего человека. Шаманы — очень шумные. Они вводили себя и людей в состояние транса криками, ударами бубна —создавали особую звуковую вибрацию. Начинали говорить не своим голосом на непонятном языке. Умели «вязать глаза» — то есть владели гипнозом. А лечили, например, пугая людей. Неожиданно громко шаман мог крикнуть кашляющему человеку: «Не кашляй!». От испуга у того вырабатывался адреналин, организм мобилизовывался, и человек выздоравливал. Я проверяла на своих близких — это работает. Как и шаманские приемы влиять на погоду. Мы в детстве в летнем трудовом лагере заготавливали сено. И несколько раз, чтобы не ходить на работу, вызывали дождь. Для этого нужны были ветка с тремя ответвлениями и шкура медведя. Мы приезжали в лагерь со своими шкурами — использовали их вместо матрасов. Но у всех были оленьи или лосиные, к счастью, у одной девочки оказалась медвежья. Мы трясли эту шкуру, били по ней палкой и призывали дождь. И удивительное дело, на голубое чистое небо вдруг набегали тучи, и проливался ливень с грозой. Всякий раз, когда мы такое проделывали, это срабатывало.

Еще шаманы устраивали, как теперь бы сказали, батлы — соревнования. Кто лучше выполнит то или иное задание, кто выше поднимется к небу.

У нас, юкагиров, сильных шаманов никогда не хоронили, а освобождали тело покойника от мяса, которое скармливали лучшим собакам. Все суставные косточки резали на кусочки и делили между всеми членами рода, которые зашивали эти косточки в кожу и носили на груди как амулет. А череп хранили. Доставали по праздникам, водружали на специальное приспособление типа вешалки-плечиков, на которые еще вешали кафтан (национальная меховая одежда. — В.Ч.). И ставили у праздничного стола — считалось, что шаман разделяет со своими соплеменниками трапезу. Такой же обычай есть и у американских индейцев, но, что интересно, у тех, кто живет не в Северной Америке, а в Южной.

______________________________________________________________

Шаман — вид спереди и сзади. И реальная шаманская шапка. У него в руке бубен. На спине колокольчики. Ниже пояса множество хвостиков мелких грызунов (такие же пришиты к шапке). При танце шаман звенел и завораживал внимание игрой переливающихся хвостиков.

______________________________________________________________

Наталья Дориченко, ненка, воспитатель Института народов Севера

— На Полярный Урал в XVI веке вместе с казаками Ермака пришли и христианские миссионеры. Поэтому ненцы Приуралья, к которым относятся мои предки, практически все приняли христианство. По словам моей мамы, ее родители говорили о том, что уже прапрадедушки и прапрабабушки в нашем роду были крещены и похоронены по православным обычаям (в землю, с надгробными крестами), эти захоронения в тундре существуют до сих пор. Я помню, что в чумах, в которых мне доводилось бывать в детстве, можно было увидеть икону Николая Чудотворца. Этот святой, как известно, покровительствует путешествующим, и кочующие ненцы особо его почитали. А шаманов у ненцев, возможно, надо искать дальше — там, куда не добирались миссионеры и советская власть.

Похороны в огне и на дереве

Раиса Рактына, чукчанка, участница семейно-родового ансамбля «Анана» (мама Олеси Болотаевой)

— У нас испокон веков, когда умирает человек, его кремируют. Эвены, принявшие христианство, своих покойников хоронят, а у нас, чукчей (и коряков), их сжигают. Покойника в праздничной меховой одежде кладут на помост и под ним разводят костер. На следующий день близкие приходят, собирают пепел и накрывают кедровым стлаником. А через год делают поминки.

похоронный обряд на Камчатке (с) скриншот shapran.photoshelter.com,Andrey Shapran

Вера Чебоксарова:

— Юкагиров раньше хоронили на деревьях — клали труп на полозья из веток. И если его начинали клевать птицы, считалось, что душа улетает вверх и там блаженствует. А если, не дай бог, покойника будет есть зверь — белки, собаки, мыши, то его душа уйдет в нижний мир, и будет там постоянно страдать. Потом тот, кто попал в верхний мир, снова родится человеком, а из нижнего мира душа может переселиться только в тело животного.

Но когда пришли русские, они во избежание массовых эпидемий заставляли покойников хоронить в земле, хотя для народов Севера это было противоестественно — трудно, да еще без железных орудий, выкопать яму в вечной мерзлоте.

Разговоры с духами

Елена Захарова, чукчанка из Олюторского района Камчатки

— Сегодня остались лишь обрывки прежних шаманских культов и знаний. Их еще сохраняют старики. Когда на рыбалке пропал мой отец, я по совету одной бабушки выполнила целый обряд, чтобы его найти. Сначала съела шесть сушеных мухоморов, причем в особой последовательности — сперва три, потом два и в конце еще один. Потом, стуча в бубен, под дождем пошла к тому месту, где папа рыбачил. Там у него был сарайчик. Затопила печку, покормила огонь оленьим жиром, разложила на полу заячий пух — чтобы духу отца было мягко ходить. Мухоморы подействовали, когда я пошла за водой. Набрала воды, а назад идти не могу — какая-то сила крутит меня, прямо толкает, против солнца ведет.

Но я твердо сказала: «Нет, по солнцу пойду» — и смогла добраться до сарайчика. Там стала играть на бубне и петь песни — те, которые слышала давным-давно и думала, что их позабыла. В обычном состоянии никогда бы не вспомнила, а тут слова сами в голову приходили. Это были песни умерших бабушек. Они все будто помогали мне искать папу. И вдруг одна песня — тоненькая-тоненькая, как ниточка, потянулась из-под земли. И чувствую, ее надо оттуда вытащить — так спеть, чтобы не сорвалась. Я хорошо ее спела и погрузилась в сон. Но тогда мне казалось, что это не сон, а явь. Я вытянула песню из-под земли, и на этом месте остался лишь бугорок. Трогаю его, плачу и умоляю отца отозваться. И вдруг кто-то мне говорит: «Он здесь, рядом». А потом слышу за спиной голос папы: «Не плачь и больше меня не ищи».

Его тело вынесло весной на лед недалеко от места рыбалки. Всё это время он действительно был рядом — вертелся в водовороте, потому и меня крутило, когда я в речке воды набрала. После тех мухоморов я еще долго очухаться не могла. Всё горевала и была не в себе, только через 5 лет пришла в себя — как будто из-под полога вышла.

Николай Талеев - шаман Коля из Нарьян-Мара. (с) со страницы ВК

Водка и мухоморы

Леван Болотаев, осетин, работал участковым и егерем в поселке Ачайваям

— На Камчатке многие умирают от алкоголизма, или тонут в реке — ведь плавать почти никто не умеет. Напьются и лежат в отключке прямо на берегу, их прилив хлещет, — хорошо, если кто-то увидит и вытащит на сухое место… А кто-то употребляет мухоморы неправильно и в большом количестве. Основная проблема коренных народов — это алкоголизм: из-за нехватки рабочих мест спивается даже молодежь. Ведь их ферментативная система не приспособлена для переработки большого количества спирта. Коммерсанты знают об этом и пользуются, зарабатывая миллионы на коренных жителях полуострова, сажая их в долговую яму. До боли обидно за народ, ведь с каждым годом их становится всё меньше и меньше.

Олеся Болотаева, чукчанка, доцент Института народов Севера, участница семейно-родового ансамбля «Анана» (в переводе с корякского «Рыбное озеро»

— Мы, коренные малочисленные народы, немного наивные, открытые, доверчивые. Относимся ко всем как к себе, таково мировоззрение нашего народа. У нас есть такой закон: если к тебе в дом зайдет человек, надо сначала его накормить, а затем спросить зачем пришел. А в наши дни доверие граничит с наивностью, которой кто-то обязательно захочет воспользоваться. Вот на днях из сумки вытащили кошелек, но я в таких случаях всегда вспоминаю бабушку Коян — она говорила, если кто-то заберет что-то, это значит, что он плохое забрал.

Владлен Чертинов

VK
OK
Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
Email

Добавить комментарий

Спасти «Пандору»!-2.
Земля Шаманов

На окраинах России гибнут удивительные миры

Для того, чтобы улететь на другую планету, не нужно многого. Достаточно просто поехать на окраины нашей страны. Или на худой конец побывать в петербургском Институте народов Севера. Что я и сделал.

Мало кого из зрителей не завораживал волшебный мир планеты Пандора в фильме «Аватар». И ее обитатели — красивые разумные существа, живущие в гармонии с природой. Но вынужденные защищать свою планету от пришельцев-землян, несущих под видом цивилизации разрушения и зло. Нашим зрителям и в голову не приходит, что никакая это не фантастика. Похожая борьба и ничуть не меньшие трагедии разворачиваются на просторах России. В нашей стране есть свои волшебные миры, оказавшиеся на грани исчезновения. И свои «инопланетяне» — по меркам европейской цивилизации люди отсталые, а на самом деле, мудрые и продвинутые, удивительно приспособленные к выживанию на своих суровых и прекрасных планетах. Изучением и сохранением этих заповедных миров занимается петербургский Институт народов Севера. «Фонтанка» пообщалась с его сотрудниками. А еще с обитателями наших Пандор — Камчатки и Колымы, сказочное богатство которых резко контрастирует с бедностью их жителей. Чукчи и коряки, юкагиры и ненцы стали проводниками в фантастический мир своих предков.

Начало читайте здесь

Земля шаманов

Вера Чебоксарова, юкагирка, заместитель директора Института народов

— Самыми мудрыми, знающими людьми были шаманы — духовные лидеры своих родов. К ним обращались по всем спорным вопросам, просили их советов в разных ситуациях —например, выдавать ли дочь замуж. Их вызывали к больному, просили помочь найти пропавшего человека. Шаманы — очень шумные. Они вводили себя и людей в состояние транса криками, ударами бубна —создавали особую звуковую вибрацию. Начинали говорить не своим голосом на непонятном языке. Умели «вязать глаза» — то есть владели гипнозом. А лечили, например, пугая людей. Неожиданно громко шаман мог крикнуть кашляющему человеку: «Не кашляй!». От испуга у того вырабатывался адреналин, организм мобилизовывался, и человек выздоравливал. Я проверяла на своих близких — это работает. Как и шаманские приемы влиять на погоду. Мы в детстве в летнем трудовом лагере заготавливали сено. И несколько раз, чтобы не ходить на работу, вызывали дождь. Для этого нужны были ветка с тремя ответвлениями и шкура медведя. Мы приезжали в лагерь со своими шкурами — использовали их вместо матрасов. Но у всех были оленьи или лосиные, к счастью, у одной девочки оказалась медвежья. Мы трясли эту шкуру, били по ней палкой и призывали дождь. И удивительное дело, на голубое чистое небо вдруг набегали тучи, и проливался ливень с грозой. Всякий раз, когда мы такое проделывали, это срабатывало.

Еще шаманы устраивали, как теперь бы сказали, батлы — соревнования. Кто лучше выполнит то или иное задание, кто выше поднимется к небу.

У нас, юкагиров, сильных шаманов никогда не хоронили, а освобождали тело покойника от мяса, которое скармливали лучшим собакам. Все суставные косточки резали на кусочки и делили между всеми членами рода, которые зашивали эти косточки в кожу и носили на груди как амулет. А череп хранили. Доставали по праздникам, водружали на специальное приспособление типа вешалки-плечиков, на которые еще вешали кафтан (национальная меховая одежда. — В.Ч.). И ставили у праздничного стола — считалось, что шаман разделяет со своими соплеменниками трапезу. Такой же обычай есть и у американских индейцев, но, что интересно, у тех, кто живет не в Северной Америке, а в Южной.

Шаман — вид спереди и сзади. И реальная шаманская шапка. У него в руке бубен. На спине колокольчики. Ниже пояса множество хвостиков мелких грызунов (такие же пришиты к шапке). При танце шаман звенел и завораживал внимание игрой переливающихся хвостиков.

Наталья Дориченко, ненка, воспитатель Института народов Севера

— На Полярный Урал в XVI веке вместе с казаками Ермака пришли и христианские миссионеры. Поэтому ненцы Приуралья, к которым относятся мои предки, практически все приняли христианство. По словам моей мамы, ее родители говорили о том, что уже прапрадедушки и прапрабабушки в нашем роду были крещены и похоронены по православным обычаям (в землю, с надгробными крестами), эти захоронения в тундре существуют до сих пор. Я помню, что в чумах, в которых мне доводилось бывать в детстве, можно было увидеть икону Николая Чудотворца. Этот святой, как известно, покровительствует путешествующим, и кочующие ненцы особо его почитали. А шаманов у ненцев, возможно, надо искать дальше — там, куда не добирались миссионеры и советская власть.

Похороны в огне и на дереве

Раиса Рактына, чукчанка, участница семейно-родового ансамбля «Анана» (мама Олеси Болотаевой)

— У нас испокон веков, когда умирает человек, его кремируют. Эвены, принявшие христианство, своих покойников хоронят, а у нас, чукчей (и коряков), их сжигают. Покойника в праздничной меховой одежде кладут на помост и под ним разводят костер. На следующий день близкие приходят, собирают пепел и накрывают кедровым стлаником. А через год делают поминки.

похоронный обряд на Камчатке (с) скриншот shapran.photoshelter.com,Andrey Shapran

Вера Чебоксарова:

— Юкагиров раньше хоронили на деревьях — клали труп на полозья из веток. И если его начинали клевать птицы, считалось, что душа улетает вверх и там блаженствует. А если, не дай бог, покойника будет есть зверь — белки, собаки, мыши, то его душа уйдет в нижний мир, и будет там постоянно страдать. Потом тот, кто попал в верхний мир, снова родится человеком, а из нижнего мира душа может переселиться только в тело животного.

Но когда пришли русские, они во избежание массовых эпидемий заставляли покойников хоронить в земле, хотя для народов Севера это было противоестественно — трудно, да еще без железных орудий, выкопать яму в вечной мерзлоте.

Разговоры с духами

Елена Захарова, чукчанка из Олюторского района Камчатки

— Сегодня остались лишь обрывки прежних шаманских культов и знаний. Их еще сохраняют старики. Когда на рыбалке пропал мой отец, я по совету одной бабушки выполнила целый обряд, чтобы его найти. Сначала съела шесть сушеных мухоморов, причем в особой последовательности — сперва три, потом два и в конце еще один. Потом, стуча в бубен, под дождем пошла к тому месту, где папа рыбачил. Там у него был сарайчик. Затопила печку, покормила огонь оленьим жиром, разложила на полу заячий пух — чтобы духу отца было мягко ходить. Мухоморы подействовали, когда я пошла за водой. Набрала воды, а назад идти не могу — какая-то сила крутит меня, прямо толкает, против солнца ведет.

Но я твердо сказала: «Нет, по солнцу пойду» — и смогла добраться до сарайчика. Там стала играть на бубне и петь песни — те, которые слышала давным-давно и думала, что их позабыла. В обычном состоянии никогда бы не вспомнила, а тут слова сами в голову приходили. Это были песни умерших бабушек. Они все будто помогали мне искать папу. И вдруг одна песня — тоненькая-тоненькая, как ниточка, потянулась из-под земли. И чувствую, ее надо оттуда вытащить — так спеть, чтобы не сорвалась. Я хорошо ее спела и погрузилась в сон. Но тогда мне казалось, что это не сон, а явь. Я вытянула песню из-под земли, и на этом месте остался лишь бугорок. Трогаю его, плачу и умоляю отца отозваться. И вдруг кто-то мне говорит: «Он здесь, рядом». А потом слышу за спиной голос папы: «Не плачь и больше меня не ищи».

Его тело вынесло весной на лед недалеко от места рыбалки. Всё это время он действительно был рядом — вертелся в водовороте, потому и меня крутило, когда я в речке воды набрала. После тех мухоморов я еще долго очухаться не могла. Всё горевала и была не в себе, только через 5 лет пришла в себя — как будто из-под полога вышла.

Николай Талеев - шаман Коля из Нарьян-Мара. (с) со страницы ВК

Водка и мухоморы

Леван Болотаев, осетин, работал участковым и егерем в поселке Ачайваям

— На Камчатке многие умирают от алкоголизма, или тонут в реке — ведь плавать почти никто не умеет. Напьются и лежат в отключке прямо на берегу, их прилив хлещет, — хорошо, если кто-то увидит и вытащит на сухое место… А кто-то употребляет мухоморы неправильно и в большом количестве. Основная проблема коренных народов — это алкоголизм: из-за нехватки рабочих мест спивается даже молодежь. Ведь их ферментативная система не приспособлена для переработки большого количества спирта. Коммерсанты знают об этом и пользуются, зарабатывая миллионы на коренных жителях полуострова, сажая их в долговую яму. До боли обидно за народ, ведь с каждым годом их становится всё меньше и меньше.

Олеся Болотаева, чукчанка, доцент Института народов Севера, участница семейно-родового ансамбля «Анана» (в переводе с корякского «Рыбное озеро»

— Мы, коренные малочисленные народы, немного наивные, открытые, доверчивые. Относимся ко всем как к себе, таково мировоззрение нашего народа. У нас есть такой закон: если к тебе в дом зайдет человек, надо сначала его накормить, а затем спросить зачем пришел. А в наши дни доверие граничит с наивностью, которой кто-то обязательно захочет воспользоваться. Вот на днях из сумки вытащили кошелек, но я в таких случаях всегда вспоминаю бабушку Коян — она говорила, если кто-то заберет что-то, это значит, что он плохое забрал.

Владлен Чертинов

Твой дом — тюрьма-2
Как я по заданию редакции на зоне сидел
рекомендую
Поделиться

Добавить комментарий

ТОП
Гумилев
История

Жертва № 168

Петербургские исследователи выяснили, как и за что убили Николая Гумилева

Новое в моем блоге
Мои книги
Previous slide
Next slide

Мой сайт использует файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нем