В каждом, даже самом скучном мероприятии надо стараться найти что-то интересное, какую-то интригу, какие-то интересные нюансы. Надо стараться писать любой текст, ставя себя на место читателя, представлять, будет это ему интересно или нет.
Встречаясь с кем-либо, журналист всегда должен выяснить у собеседника нет ли у того на примете каких-либо других тем на будущее (помимо той, что послужила причиной встречи).
Встречаясь с кем-либо, журналист всегда (независимо от того работает он с фотокорреспондентом или без) должен выяснить какой изобразительный ряд может быть предоставлен собеседником для публикации в газете (фотографии, документы, письма и т. п).
Журналисты часто живут одним днем. Отработали громкую новость, прокукарекали хором вместе с коллегами из других СМИ и забыли про нее. Не возвращаются к ней ни через неделю, ни через год — никогда. Многие истории так и умирают для публики незаконченными. Хотя их концовки порой бывают очень эффектны. Мы не раз делали сенсации или просто гвоздевые тексты таким способом. Потому что все забывали (хоть и времени с момента первого события могло совсем немного пройти), а мы нет. Нередко получались настоящие эпопеи, семейные саги. Некоторые сильно растянуты во времени. Но если эти тексты снова собрать, получаются увлекательные сериалы, которые тянут на самостоятельные книги. Несколько таких сериалов я собрал для вас на своем сайте. Так что будет не лишним для редактора или журналиста делать напоминалки — списки тем, к которым потом стоило бы вернуться.
Всегда хорошо, если в составе редакции есть журналист-аксакал с огромным опытом. Такой человек может помнить много чего, о чем и понятия не имеет молодежь. И нередко извлекать из памяти неожиданные «подгрузы» к каким-то свежим событиям, благодаря чему взгляд на эти события будет глубже и эксклюзивнее, чем у конкурентов. Опять же в идеале хорошо бы вести учет, базу данных всех значимых, интересных событий, о которых пишет издание — по годам, по фамилиям, по сферам жизни… Чтобы потом к ним при случае возвращаться.
Обязательно нужна база фотографий.
Очень полезно бывает просто пробивать каких-то людей даже по самым обычным базам данных. Порой это чревато сенсациями.
(Ссылка на историю миллионера Шнайдера. Смена).
Много раз убеждался, что в журналистике одна голова хорошо, а чем больше — тем лучше. Мы постоянно устраивали мозговые штурмы не только на планерках, решая, что и как лучше освещать, но и как подавать обложку газеты. Редактор в этой работе не должен священнодействовать и изображать из себя гуру. Журналистика — командное дело.
Много раз сталкивался с тем, что журналисты и редакторы со временем «забуревают» и «бронзовеют» — становятся нетерпимы к правке их текстов, кем бы то ни было. Это верный путь к творческой деградации. Всегда нужен редактор. Даже самому редактору. Когда я, будучи главным редактором, сам писал какие-то тексты, то порой чувствовал себя ущербным из-за того, что надо мной не было никого, кто мог бы мой текст оценить и, если надо поправить. В особо важных случаях я отдавал свои материалы на оценку и редактуру кому-то из сильных журналистов и старался прислушиваться к их мнению, был рад их правке. Потому что собственные тексты трудно судить объективно. Взгляд со стороны бывает очень полезен.
Сенсации делают люди, которые заточены на их поиск. Они могут увидеть повод для классного материала на каждом шагу. Наш фотокорреспондент Замир Усманов если уж выезжал за пределы Петербурга, обязательно привозил из поездки несколько сюжетов для громких публикаций. Сенсации, действительно поджидают нас повсюду. Надо только их разглядеть. Например, на Евровидении-2007 антироссийской сенсацией стало выступление украинского фрика Верки Сердючки (занявшего 1 место), который пропел «Раша, гуд бай!». В наших СМИ начался предсказуемый шум по поводу очередного неблагодарного хохла, сделавшего себе в России имя и деньги и плюнувшего в страну, которая так много ему дала. При этом все высказывали сожаление, что российская группа «Серебро» на том же конкурсе заняла лишь 3 место. Но почему-то в нашей на тот момент уже вполне англоязычной стране никому в голову не пришло перевести на русский язык песню, с которой выступила группа «Серебро». Кроме внештатного корреспондента «МК» в Питере» Михаила Богомаза. А песня-то оказалась еще похуже Сердючкиной. В том смысле, что она еще больше позорит Россию. Оказалась, что честь страны на Евровидении-2007 защищала песня про анальный секс. Но об этом никто кроме нас ничего не написал. И таких примеров, когда сенсации рождались казалось бы случайно, из ничего, в моей практике, было множество. Надо было лишь уметь их разглядеть.
Пример: Путин едва не погиб в первые минуты своего президентства.
Всегда выигрышный прием — выбиваться из журналистской стаи. Идти против течения, против ветра. Если все дружно кого-то ругают, похвалить его, или наоборот, замочить того, кого принято возносить на пьедестал. Как правило, это не сложно. Большинство журналистов глубоко не копают. Они часто принимают и отрабатывают общепринятую точку зрения: тот плохой, этот хороший, инвалид всегда прав, подсудимый или задержанный полицией — всегда преступник и т. д. По этой причине журналистами нетрудно манипулировать. Это любят делать следователи, чиновники, продюсеры звезд, пресс-служба «Зенита» и прочие носители эксклюзивной информации, в которой заинтересованы журналисты. А стоит любую тему немного копнуть, нередко выясняется, что все обстоит не так, как нам пытаются «втюхать». Журналисты часто соревнуются, пытаясь нарыть эксклюзивных подробностей о каком-то злодее. Но мало кто из них задается вопросом — а вдруг он вообще не злодей? Или, объясняя какой-то поступок одними причинами, не задумывается о том, что истинные причины могут быть и другими. Надо уметь распознавать такое манипулирование. Надо не бояться идти против ветра. Это ключ к успеху. Правда, увлекаться этим нельзя. Некоторые журналисты, однажды раскрыв этот секрет популярности, потом уже становятся против ветра по любому поводу. Как флюгеры. Это становится их стилем работы. А на истину им плевать. Яркий пример — Александр Невзоров. В 90-е либеральные годы, когда было модно ругать православную церковь, он в своей программе «600 секунд» ее защищал. А в 2000-е, когда церковь, наоборот, оказалась у власти в фаворе, Невзоров, наоборот, начал ее ругать самыми последними словами. Настоящий флюгер. Классический пример беспринципности ради популярности.
Пример: Страна инвалидов и супермоделей
Примеры: «Придуманный Гранин», Тумакова — Басангова.
Подвергайте сомнению расхожие версии событий. Думайте, анализируйте. В свое время я, желая лучше разобраться в причинах кавказских войн, революций и военных переворотов 1990-х годов, засел за газеты, изучая не только какие-то ключевые события, но и параллельные, сопутствующие. И обнаружил, что многие эти события были приурочены к каким-то важным этапам геополитической борьбы за азербайджанскую нефть, обнаруженную на шельфе Каспийского моря.
Пример: Ссылка на текст «Как мы проиграли битву за каспийскую нефть»
Фотографии — не вспомогательный элемент подачи материала. Нередко сильный снимок вытягивает слабую статью. А бывает, и дарит сенсацию. Если внимательно изучить то, что попало в кадр. Например, при написании текста о приезде президента Путина на встречу с однокашниками по юрфаку, я внимательно изучил снимки, которые нам представил один из участников этой встречи. И обнаружил кое-что ценное, мимо чего запросто мог пройти. На одном из фото на заднем плане был виден экран, на котором выпускникам показывали любительский документальный фильм об их молодости. А на этом экране при увеличении снимка оказался запечатлен кадр с молодым Путиным и его лучшим другом, рано погибшим Владимиром Черемушкиным. Мы так и опубликовали этот увеличенный кадр в «Смене». Он оказался вполне приемлемого качества для печати в газете. Очень много интересного подарило изучение фото с места гибели Марины Малафеевой, жены вратаря «Зенита». И таких случаев было немало.
Примеры: Ссылка на текст в Смене «Путин встретился со своей молодостью»
Исходя из моей практики, больше всего читателей цепляют темы, связанные с детьми, животными, деньгами, сексом, смертью, из ряда вон выходящей жестокостью, социальной несправедливостью, алчностью и злоупотреблениями сильных мира сего, развенчанием кумиров, сильными поступками людей.
Не затягивайте с отписыванием текстов после того, как вами взят материал. Особенно тех, которые интересны вам самим. Не маринуйте фактуру. Как показывает практика, со временем творческий запал пропадает и материал в итоге получается не таким хорошим, каким он мог бы быть