250 лет без России

Казаки-некрасовцы сохранили себя на чужбине, чтобы потеряться на Родине

VK
OK
Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
Email
Казаки-некрасовцы
Повезло мне с этим редакционным заданием. Оно поступило от главного редактора «Смены» Гали Леонтьевой удивительно вовремя. Сразу после неудавшегося путча августа 1991 года. Правда, Галя хотела, чтобы я для чистоты эксперименты прибыл на зону с этапом, как заключенный. Но начальство питерских тюрем, которое тогда, если память не изменяет, находилось в структуре ГУВД, сразу отвергло этот вариант, как абсолютно нереальный, потому что какие бы я инструктажи не прошел, зэки меня обязательно бы раскололи. Поэтому мне в ГУВД предложили другой вариант — я захожу на зону как журналист, но получаю, почти полную свободу действий. Мне дают ключ от одного из кабинетов в зоновском клубе, где я могу спать. А могу и не спать, а ходить по отрядам, общаться с осужденными. Что я и делал. Вы спросите, при чем здесь путч? А при том, что после него в стране на всех уровнях начала стремительно меняться власть. И в ГУВД тоже не знали, чего теперь при новой демократической власти можно, а чего нельзя, и где теперь проходят границы свободы слова. Ну и на всякий случай, решили не отказывать мне, представителю «демократической» газеты «Смена». Потом, когда я отбыл неделю в колонии усиленного режима в Форносово и принес текст на вычитку, меня попытались взять под контроль. Сказали: «Сейчас мы вызовем замполита колонии и вместе с ним будем редактировать текст». Вот тут пришлось проявить твердость и в этом требовании отказать. Представляю, что бы осталось от текста. Какие-то правки в итоге были внесены, но для материала совсем не критичные.

Я приравниваю эту уникальную в моей практике командировку к поездке в горячую точку. Я окунулся в гущу незабываемых людей и событий и потом даже использовал полученный опыт в своем романе «Воскрешение Лазаря». Не все из того, что узнал, было опубликовано. Кое-что так и осталось на уровне полураскрытых тайн, которые до сих пор дразнят мое любопытство.

Текст вышел в двух номерах «Смены», каждая часть размером на полосу А2. Ох и много же мы раньше писали! В данной интернет-версии для удобства читателе я раздробил материал на четыре части.
Казаки-некрасовцы — последние представители допетровской Руси. Участники Булавинского восстания, они покинули России в 1708 году, а вернулись в 1962-м. Но Родина-мать и ее блудные дети не узнали друг друга. Мне повезло застать еще тех некрасовцев-возвращенцев 1962 года. Они приезжали в Питер на какой-то казачий концерт. Обычное вроде мероприятие. Журналистов на нем не припомню. Никому из них, наверное, и в голову не могло придти, что на этом мероприятии отыщется такая жемчужина — казаки-некрасовцы с их удивительной историей. Ну а я, встречаясь с ними, не мог не думать еще и о том, что вполне возможно, для меня это встреча во времени. Самые первые упоминания о моей фамилии относятся как раз к тем местам, где был эпицентр Булавинского бунта — станицам Михайловской и Пристанской (была сожжена Петром I и на ее месте основан город Новохоперск). И примерно к тем же годам. Не исключено, что кто-то из моей давней родни ушел тогда вместе с некрасовцами, а, значит, меня и моих собеседников могли связывать еще и кровные узы.
Какой была Россия 300 лет назад? Кто из нас не мечтал бы отправиться в прошлое на машине времени — посмотреть, как жили далекие предки. Некрасовцы — последние в мире жители допетровской Руси! Их предки в количестве нескольких тысяч человек в 1708 году ушли из России в Турцию и прожили там замкнуто ни много ни мало 250 лет! Все эти годы они строго хранили то, что остальной русский народ постепенно утрачивал. И мечтали о возвращении. Мечта сбылась в 1962 году. Но Родина-мать и ее блудные дети не узнали друг друга.

Непокорные царю

Предки некрасовцев — самые настоящие лихие люди, участники знаменитого Булавинского бунта. 

В начале ХVIII века царь-реформатор Петр I послал на Дон «отряд особого назначения» князя Долгорукова — для поиска беглых холопов и поддержания на этой неспокойной окраине законности и порядка. Но царские «омоновцы» малость переусердствовали — губы и носы казакам резали, младенцев по деревьям вешали, женщин насиловали, а станицы и старообрядческие церкви жгли огнем. Казаки недолго терпели такие реформы. Напали ночью на карательный отряд и весь уничтожили. В ответ Петр I двинул на восставших регулярную армию, которая своими зверствами против «мирного населения» быстро предыдущих карателей превзошла.

Потерпев поражение, бунтовщики не пожелали сдаться на милость ненавистному царю и вместе с семьями ушли в Турцию. Возглавлял их атаман Игнат Некрасов, о котором сегодняшние некрасовцы могут вспомнить лишь одну подробность, да и то фантастическую — дескать, было у Некрасова не два, а четыре ряда зубов! Зато каждый из потомков наизусть знает «заветы Игната» — свод законов, составленный атаманом. Вот лишь некоторые из заветов, по которым жили изгнанники все 250 лет:

 «царю не покоряться, до царя в Расею не возвертаться»;
«чтоб казак на казака не работал»;
«чтобы молодые почитали старших»;
«чтобы с турками мы не соединялись».

Кондратий Булавин (слева), Игнат Некрасов

Турецкое гостеприимство

Турция предоставила казакам-эмигрантам землю возле красивого озера Майнос. Некрасовцы служили в турецкой армии, причем считались в ней своеобразной элитой. Им доверяли охрану денег и гаремов высших государственных лиц! Даже за убийства турок они отделывались штрафами. Но новая родина делала все, чтобы некрасовцы побыстрее забыли свое русское прошлое. Чижиковых и Кошечкиных заставляли принимать турецкие фамилии — Акай, Аслантач и тому подобные.

— У меня, например, фамилия была Байкара, что значит «черный ворон», — рассказывает некрасовец Семен Милушкин. — Нам запрещали записывать свою историю. А в школе висели объявления: «Говорить только по-турецки». Но для нас все это не было проблемой. Настоящие фамилии свои мы всегда помнили, между собой говорили только по-русски, а после турецкой школы шли учиться духовным наукам к нашим старикам. Священники у нас, как и встарь на Руси, были выборными — из своих.

Турки называли их «упрямыми казаками». И действительно — некрасовцы упрямо держались многих старинных привычек. Не курили и почти не пили. Обращались друг другу по отчеству. В том числе и жены к мужьям. Невест брали исключительно девственницами. Веселились в основном на свадьбах. А вот дни рождения не отмечали. И в Пасху на кладбище с яйцами не ходили. Даже мат у них совершенно другой! Главные сегодняшние русские матерные слова были некрасовцам неизвестны. Посылали они друг друга на кутур и в титюшку. Неужели именно так раньше ругались на Руси?

Только некрасовцы сохранили в первозданном виде старинную русскую церковную службу, многие старинные песни, и даже традиционные русские сладости — плещинду, кокурки, жаворонки.

Но самое главное, где бы ни жили эти не испорченные императорской или советской властью русские люди, везде жили они хорошо. Потому что некому у них было отбить любовь к труду.

— В нашем селении Кожегюль в каждой семье было10 гектаров земли, несколько буйволов и быков, — вспоминает другой некрасовец Евлампий Вандеровский. — Хозяйство считалось образцово-показательным. Постоянно приезжали турецкие киношники про нас документальные фильмы снимать. Самую лучшую в стране фасоль мы выращивали. И еще мы на всю Турцию рыбу ловили. И в морях, и в озерах. В сентябре большинство мужчин уходили на промысел, в апреле возвращались. И пахать, и сеять, и рыбачить — все умели.

В кожегюльской церкви одна только колокольня была высотой в 15 метров. И за все время жизни на чужбине никто из некрасовцев не принял ислам.

— С турками дружно жили, совместные застолья устраивали, — рассказывает Семен Милушкин. — Пацанами дрались, конечно. А так они — нормальные ребята. Когда засуха наступала, турки нас обычно просили: «Помолитесь своему Богу, чтобы дождь пошел, — ваш Бог старше нашего, он послушает». И действительно: как устроим крестный ход вокруг села, сразу дождь начинался.

Тоска по Родине

Заветы Игната Некрасова
Заветы Игната Некрасова
Одно из главных правил у некрасовцев — обязательный достаток в семье. На чужбине они всегда жили зажиточно. Но при этом продолжали стремиться на Родину. Таков был главный Игнатов завет. К тому же не стало после революции в России царя, а стало быть, исчезло и главное препятствие к возвращению. Что бы ни писали, ни говорили за границей про СССР, некрасовцы рисовали себе сказочный образ родной страны. Но была и еще одна веская причина для реэмиграции. В ХIХ веке многих некрасовцев выкосили чума, тиф и тропическая лихорадка, а оставшиеся вынуждены были вступать в браки с близкими родственниками. Это отразилось не генофонде.

— Раньше много здоровяков было среди нас, — говорит Семен Милушкин, — но потом измельчали — порода начала портиться.

Некрасовцам срочно требовалась свежая кровь. А тут еще власти СССР активизировали попытки вернуть их на Родину.

— Нас обещали поселить в двух станицах по разные стороны речки — так, чтобы мы друг с другом могли перекрикиваться. Обещали дать трактора, землю, просторные большие дома, — перечисляет Евлампий Вандеровский.

И вот в 1962 году 999 некрасовцев ступили на борт советского теплохода. В пути родился еще один тысячный член казачьей общины. Все восприняли это как счастливый знак.

— Мы на Родину плыли — как на крыльях летели, — вспоминает некрасовец Милушкин. — В Новороссийске нас встречали хлебом-солью, говорили красивые слова. А потом началось… Земли дали всего по семь соток. Разделили всех на две группы и пригнали в отстающие совхозы, где рабочих рук не хватало. Поселили одних в Кумской долине, других в Бургунмажарах — друг от друга они в 20 километрах. Никаких тебе тракторов. Вместо этого тяжелый ручной труд на виноградниках. Но мы умеем работать упорно. Даже маленькие дети вышли на виноградники. Если местные жители, — украинцы, которых после революции заселили на место высланных кулаков, — только полнормы делали, то мы сходу эту норму в 2-3 раза перевыполнили. Когда больше местных зарабатывать начали, те нас просто возненавидели, стали турками звать. Говорить, что мы жадные. А чтоб мы не очень-то радовались заработкам, начальство специально для нас норму вдвое увеличило.

Старообрядцев-некрасовцев стали заставлять вступать в партию и комсомол.

— Кресты запрещали детям носить, учителя срывали их прямо с шеи, — продолжает Семен Иванович. — Церкви не разрешали. Сломать веру пытались. Но мы не покорились. И добились своего. Построили две церкви: Троицкую и Успенскую.

История с грустным концом

В короткий срок благодаря новопоселенцам их совхозы стали миллионерами. Хотя сами некрасовцы жили теперь намного беднее, чем в Турции. Да и нравственные устои стали в их общине неуклонно слабеть. Особенно в годы перестройки, когда на селе началась безработица и вся молодежь разъехалась в города.

— Всю землю нашу арендаторы к рукам прибрали, — сетует Евлампий Вандеровский. — Обманули нас, когда выкупали паи. Обещали каждый год за наши акции много зерна давать. Но давали лишь первые годы. А теперь за один пай — только 300 килограммов отрубей и мешок муки. Пригоняют раз в год на уборку урожая бригады шабашников из других городов. А наши без работы сидят, спиваются. Напишите, чтоб власть на село хоть немного внимания обратила. По телевизору слышим все время про национальные проекты да помощь селу. А на деле все только хуже становится…

Сейчас в каждом из двух сел, куда в 1962 году привезли некрасовцев, осталось их лишь по 200-300 человек — в основном старики. А большинство населения теперь составляют дагестанцы, чеченцы, курды, корейцы.

В 1994 году многие из некрасовцев съездили Турцию — в свое село Кожегюль. Церковь их теперь превращена в мечеть. Но турки встретили бывших земляков как родных.
— Мой товарищ Али очень обрадовался мне. Отпускать не хотел, — рассказывает Семен Милушкин. — Нас с ним вместе в 1962 году в военкомат призвали. Но только он после медкомиссии в армию пошел, а я на Родину поплыл… Эх, были в Турции мы хозяева на своей земле. А здесь в России все потеряли. И самих себя тоже. Никогда не думали, что утратим то, что предки нам завещали.

Наоборот, верили, что на Родине-то как раз сохраним…
Но о возвращении в Турцию некрасовцы никогда и не помышляли. Они слишком долго мечтали о России, чтобы отказываться от нее. Даже все здесь потеряв.

Владлен Чертинов

Статья из газеты «МК» в Питере»
Рожденные свободными?
Как я в цыганский табор ходил
рекомендую

Еще одной незабываемой встречей стала поездка к духоборам, тогда еще жившим в грузинских горах. Сейчас их там почти не осталось. Их села стали армянскими.

Текст будет опубликован позднее.

Твой дом — тюрьма-2
Как я по заданию редакции на зоне сидел
рекомендую
VK
OK
Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
Email

Добавить комментарий

250 лет без России

Казаки-некрасовцы сохранили себя на чужбине, чтобы потеряться на Родине

VK
OK
Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
Email
Казаки-некрасовцы
Повезло мне с этим редакционным заданием. Оно поступило от главного редактора «Смены» Гали Леонтьевой удивительно вовремя. Сразу после неудавшегося путча августа 1991 года. Правда, Галя хотела, чтобы я для чистоты эксперименты прибыл на зону с этапом, как заключенный. Но начальство питерских тюрем, которое тогда, если память не изменяет, находилось в структуре ГУВД, сразу отвергло этот вариант, как абсолютно нереальный, потому что какие бы я инструктажи не прошел, зэки меня обязательно бы раскололи. Поэтому мне в ГУВД предложили другой вариант — я захожу на зону как журналист, но получаю, почти полную свободу действий. Мне дают ключ от одного из кабинетов в зоновском клубе, где я могу спать. А могу и не спать, а ходить по отрядам, общаться с осужденными. Что я и делал. Вы спросите, при чем здесь путч? А при том, что после него в стране на всех уровнях начала стремительно меняться власть. И в ГУВД тоже не знали, чего теперь при новой демократической власти можно, а чего нельзя, и где теперь проходят границы свободы слова. Ну и на всякий случай, решили не отказывать мне, представителю «демократической» газеты «Смена». Потом, когда я отбыл неделю в колонии усиленного режима в Форносово и принес текст на вычитку, меня попытались взять под контроль. Сказали: «Сейчас мы вызовем замполита колонии и вместе с ним будем редактировать текст». Вот тут пришлось проявить твердость и в этом требовании отказать. Представляю, что бы осталось от текста. Какие-то правки в итоге были внесены, но для материала совсем не критичные. Я приравниваю эту уникальную в моей практике командировку к поездке в горячую точку. Я окунулся в гущу незабываемых людей и событий и потом даже использовал полученный опыт в своем романе «Воскрешение Лазаря». Не все из того, что узнал, было опубликовано. Кое-что так и осталось на уровне полураскрытых тайн, которые до сих пор дразнят мое любопытство. Текст вышел в двух номерах «Смены», каждая часть размером на полосу А2. Ох и много же мы раньше писали! В данной интернет-версии для удобства читателе я раздробил материал на четыре части.
Казаки-некрасовцы — последние представители допетровской Руси. Участники Булавинского восстания, они покинули России в 1708 году, а вернулись в 1962-м. Но Родина-мать и ее блудные дети не узнали друг друга. Мне повезло застать еще тех некрасовцев-возвращенцев 1962 года. Они приезжали в Питер на какой-то казачий концерт. Обычное вроде мероприятие. Журналистов на нем не припомню. Никому из них, наверное, и в голову не могло придти, что на этом мероприятии отыщется такая жемчужина — казаки-некрасовцы с их удивительной историей. Ну а я, встречаясь с ними, не мог не думать еще и о том, что вполне возможно, для меня это встреча во времени. Самые первые упоминания о моей фамилии относятся как раз к тем местам, где был эпицентр Булавинского бунта — станицам Михайловской и Пристанской (была сожжена Петром I и на ее месте основан город Новохоперск). И примерно к тем же годам. Не исключено, что кто-то из моей давней родни ушел тогда вместе с некрасовцами, а, значит, меня и моих собеседников могли связывать еще и кровные узы.
Какой была Россия 300 лет назад? Кто из нас не мечтал бы отправиться в прошлое на машине времени — посмотреть, как жили далекие предки. Некрасовцы — последние в мире жители допетровской Руси! Их предки в количестве нескольких тысяч человек в 1708 году ушли из России в Турцию и прожили там замкнуто ни много ни мало 250 лет! Все эти годы они строго хранили то, что остальной русский народ постепенно утрачивал. И мечтали о возвращении. Мечта сбылась в 1962 году. Но Родина-мать и ее блудные дети не узнали друг друга.

Непокорные царю

Предки некрасовцев — самые настоящие лихие люди, участники знаменитого Булавинского бунта.

В начале ХVIII века царь-реформатор Петр I послал на Дон «отряд особого назначения» князя Долгорукова — для поиска беглых холопов и поддержания на этой неспокойной окраине законности и порядка. Но царские «омоновцы» малость переусердствовали — губы и носы казакам резали, младенцев по деревьям вешали, женщин насиловали, а станицы и старообрядческие церкви жгли огнем. Казаки недолго терпели такие реформы. Напали ночью на карательный отряд и весь уничтожили. В ответ Петр I двинул на восставших регулярную армию, которая своими зверствами против «мирного населения» быстро предыдущих карателей превзошла.

Потерпев поражение, бунтовщики не пожелали сдаться на милость ненавистному царю и вместе с семьями ушли в Турцию. Возглавлял их атаман Игнат Некрасов, о котором сегодняшние некрасовцы могут вспомнить лишь одну подробность, да и то фантастическую — дескать, было у Некрасова не два, а четыре ряда зубов! Зато каждый из потомков наизусть знает «заветы Игната» — свод законов, составленный атаманом. Вот лишь некоторые из заветов, по которым жили изгнанники все 250 лет:

«царю не покоряться, до царя в Расею не возвертаться»;
«чтоб казак на казака не работал»;
«чтобы молодые почитали старших»;
«чтобы с турками мы не соединялись».

Кондратий Булавин (слева), Игнат Некрасов

Турецкое гостеприимство

Турция предоставила казакам-эмигрантам землю возле красивого озера Майнос. Некрасовцы служили в турецкой армии, причем считались в ней своеобразной элитой. Им доверяли охрану денег и гаремов высших государственных лиц! Даже за убийства турок они отделывались штрафами. Но новая родина делала все, чтобы некрасовцы побыстрее забыли свое русское прошлое. Чижиковых и Кошечкиных заставляли принимать турецкие фамилии — Акай, Аслантач и тому подобные.

— У меня, например, фамилия была Байкара, что значит «черный ворон», — рассказывает некрасовец Семен Милушкин. — Нам запрещали записывать свою историю. А в школе висели объявления: «Говорить только по-турецки». Но для нас все это не было проблемой. Настоящие фамилии свои мы всегда помнили, между собой говорили только по-русски, а после турецкой школы шли учиться духовным наукам к нашим старикам. Священники у нас, как и встарь на Руси, были выборными — из своих.

Турки называли их «упрямыми казаками». И действительно — некрасовцы упрямо держались многих старинных привычек. Не курили и почти не пили. Обращались друг другу по отчеству. В том числе и жены к мужьям. Невест брали исключительно девственницами. Веселились в основном на свадьбах. А вот дни рождения не отмечали. И в Пасху на кладбище с яйцами не ходили. Даже мат у них совершенно другой! Главные сегодняшние русские матерные слова были некрасовцам неизвестны. Посылали они друг друга на кутур и в титюшку. Неужели именно так раньше ругались на Руси?

Только некрасовцы сохранили в первозданном виде старинную русскую церковную службу, многие старинные песни, и даже традиционные русские сладости — плещинду, кокурки, жаворонки.

Но самое главное, где бы ни жили эти не испорченные императорской или советской властью русские люди, везде жили они хорошо. Потому что некому у них было отбить любовь к труду.

— В нашем селении Кожегюль в каждой семье было10 гектаров земли, несколько буйволов и быков, — вспоминает другой некрасовец Евлампий Вандеровский. — Хозяйство считалось образцово-показательным. Постоянно приезжали турецкие киношники про нас документальные фильмы снимать. Самую лучшую в стране фасоль мы выращивали. И еще мы на всю Турцию рыбу ловили. И в морях, и в озерах. В сентябре большинство мужчин уходили на промысел, в апреле возвращались. И пахать, и сеять, и рыбачить — все умели.

В кожегюльской церкви одна только колокольня была высотой в 15 метров. И за все время жизни на чужбине никто из некрасовцев не принял ислам.

— С турками дружно жили, совместные застолья устраивали, — рассказывает Семен Милушкин. — Пацанами дрались, конечно. А так они — нормальные ребята. Когда засуха наступала, турки нас обычно просили: «Помолитесь своему Богу, чтобы дождь пошел, — ваш Бог старше нашего, он послушает». И действительно: как устроим крестный ход вокруг села, сразу дождь начинался.

Тоска по Родине

Заветы Игната Некрасова
Заветы Игната Некрасова
Одно из главных правил у некрасовцев — обязательный достаток в семье. На чужбине они всегда жили зажиточно. Но при этом продолжали стремиться на Родину. Таков был главный Игнатов завет. К тому же не стало после революции в России царя, а стало быть, исчезло и главное препятствие к возвращению. Что бы ни писали, ни говорили за границей про СССР, некрасовцы рисовали себе сказочный образ родной страны. Но была и еще одна веская причина для реэмиграции. В ХIХ веке многих некрасовцев выкосили чума, тиф и тропическая лихорадка, а оставшиеся вынуждены были вступать в браки с близкими родственниками. Это отразилось не генофонде.

— Раньше много здоровяков было среди нас, — говорит Семен Милушкин, — но потом измельчали — порода начала портиться.

Некрасовцам срочно требовалась свежая кровь. А тут еще власти СССР активизировали попытки вернуть их на Родину.

— Нас обещали поселить в двух станицах по разные стороны речки — так, чтобы мы друг с другом могли перекрикиваться. Обещали дать трактора, землю, просторные большие дома, — перечисляет Евлампий Вандеровский.

И вот в 1962 году 999 некрасовцев ступили на борт советского теплохода. В пути родился еще один тысячный член казачьей общины. Все восприняли это как счастливый знак.

— Мы на Родину плыли — как на крыльях летели, — вспоминает некрасовец Милушкин. — В Новороссийске нас встречали хлебом-солью, говорили красивые слова. А потом началось… Земли дали всего по семь соток. Разделили всех на две группы и пригнали в отстающие совхозы, где рабочих рук не хватало. Поселили одних в Кумской долине, других в Бургунмажарах — друг от друга они в 20 километрах. Никаких тебе тракторов. Вместо этого тяжелый ручной труд на виноградниках. Но мы умеем работать упорно. Даже маленькие дети вышли на виноградники. Если местные жители, — украинцы, которых после революции заселили на место высланных кулаков, — только полнормы делали, то мы сходу эту норму в 2-3 раза перевыполнили. Когда больше местных зарабатывать начали, те нас просто возненавидели, стали турками звать. Говорить, что мы жадные. А чтоб мы не очень-то радовались заработкам, начальство специально для нас норму вдвое увеличило.

Старообрядцев-некрасовцев стали заставлять вступать в партию и комсомол.

— Кресты запрещали детям носить, учителя срывали их прямо с шеи, — продолжает Семен Иванович. — Церкви не разрешали. Сломать веру пытались. Но мы не покорились. И добились своего. Построили две церкви: Троицкую и Успенскую.

История с грустным концом

В короткий срок благодаря новопоселенцам их совхозы стали миллионерами. Хотя сами некрасовцы жили теперь намного беднее, чем в Турции. Да и нравственные устои стали в их общине неуклонно слабеть. Особенно в годы перестройки, когда на селе началась безработица и вся молодежь разъехалась в города.

— Всю землю нашу арендаторы к рукам прибрали, — сетует Евлампий Вандеровский. — Обманули нас, когда выкупали паи. Обещали каждый год за наши акции много зерна давать. Но давали лишь первые годы. А теперь за один пай — только 300 килограммов отрубей и мешок муки. Пригоняют раз в год на уборку урожая бригады шабашников из других городов. А наши без работы сидят, спиваются. Напишите, чтоб власть на село хоть немного внимания обратила. По телевизору слышим все время про национальные проекты да помощь селу. А на деле все только хуже становится…

Сейчас в каждом из двух сел, куда в 1962 году привезли некрасовцев, осталось их лишь по 200-300 человек — в основном старики. А большинство населения теперь составляют дагестанцы, чеченцы, курды, корейцы.

В 1994 году многие из некрасовцев съездили Турцию — в свое село Кожегюль. Церковь их теперь превращена в мечеть. Но турки встретили бывших земляков как родных.
— Мой товарищ Али очень обрадовался мне. Отпускать не хотел, — рассказывает Семен Милушкин. — Нас с ним вместе в 1962 году в военкомат призвали. Но только он после медкомиссии в армию пошел, а я на Родину поплыл… Эх, были в Турции мы хозяева на своей земле. А здесь в России все потеряли. И самих себя тоже. Никогда не думали, что утратим то, что предки нам завещали.

Наоборот, верили, что на Родине-то как раз сохраним…
Но о возвращении в Турцию некрасовцы никогда и не помышляли. Они слишком долго мечтали о России, чтобы отказываться от нее. Даже все здесь потеряв.

Владлен Чертинов

Статья из газеты «МК» в Питере»
Рожденные свободными?
Как я в цыганский табор ходил
рекомендую

Еще одной незабываемой встречей стала поездка к духоборам, тогда еще жившим в грузинских горах. Сейчас их там почти не осталось. Их села стали армянскими.

Текст будет опубликован позднее.

Твой дом — тюрьма-2
Как я по заданию редакции на зоне сидел
рекомендую
VK
OK
Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
Email

Добавить комментарий

ТОП
Новое в моем блоге
Мои книги
Previous slide
Next slide

250 лет без России

Казаки-некрасовцы сохранили себя на чужбине, чтобы потеряться на Родине

Казаки-некрасовцы
Казаки-некрасовцы — последние представители допетровской Руси. Участники Булавинского восстания, они покинули России в 1708 году, а вернулись в 1962-м. Но Родина-мать и ее блудные дети не узнали друг друга. Мне повезло застать еще тех некрасовцев-возвращенцев 1962 года. Они приезжали в Питер на какой-то казачий концерт. Обычное вроде мероприятие. Журналистов на нем не припомню. Никому из них, наверное, и в голову не могло придти, что на этом мероприятии отыщется такая жемчужина — казаки-некрасовцы с их удивительной историей. Ну а я, встречаясь с ними, не мог не думать еще и о том, что вполне возможно, для меня это встреча во времени. Самые первые упоминания о моей фамилии относятся как раз к тем местам, где был эпицентр Булавинского бунта — станицам Михайловской и Пристанской (была сожжена Петром I и на ее месте основан город Новохоперск). И примерно к тем же годам. Не исключено, что кто-то из моей давней родни ушел тогда вместе с некрасовцами, а, значит, меня и моих собеседников могли связывать еще и кровные узы.
Какой была Россия 300 лет назад? Кто из нас не мечтал бы отправиться в прошлое на машине времени — посмотреть, как жили далекие предки. Некрасовцы — последние в мире жители допетровской Руси! Их предки в количестве нескольких тысяч человек в 1708 году ушли из России в Турцию и прожили там замкнуто ни много ни мало 250 лет! Все эти годы они строго хранили то, что остальной русский народ постепенно утрачивал. И мечтали о возвращении. Мечта сбылась в 1962 году. Но Родина-мать и ее блудные дети не узнали друг друга.

Непокорные царю

Предки некрасовцев — самые настоящие лихие люди, участники знаменитого Булавинского бунта.

В начале ХVIII века царь-реформатор Петр I послал на Дон «отряд особого назначения» князя Долгорукова — для поиска беглых холопов и поддержания на этой неспокойной окраине законности и порядка. Но царские «омоновцы» малость переусердствовали — губы и носы казакам резали, младенцев по деревьям вешали, женщин насиловали, а станицы и старообрядческие церкви жгли огнем. Казаки недолго терпели такие реформы. Напали ночью на карательный отряд и весь уничтожили. В ответ Петр I двинул на восставших регулярную армию, которая своими зверствами против «мирного населения» быстро предыдущих карателей превзошла.

Потерпев поражение, бунтовщики не пожелали сдаться на милость ненавистному царю и вместе с семьями ушли в Турцию. Возглавлял их атаман Игнат Некрасов, о котором сегодняшние некрасовцы могут вспомнить лишь одну подробность, да и то фантастическую — дескать, было у Некрасова не два, а четыре ряда зубов! Зато каждый из потомков наизусть знает «заветы Игната» — свод законов, составленный атаманом. Вот лишь некоторые из заветов, по которым жили изгнанники все 250 лет:

«царю не покоряться, до царя в Расею не возвертаться»;
«чтоб казак на казака не работал»;
«чтобы молодые почитали старших»;
«чтобы с турками мы не соединялись».

Кондратий Булавин
Кондратий Булавин
Игнат Некрасов
Игнат Некрасов

Турецкое гостеприимство

Турция предоставила казакам-эмигрантам землю возле красивого озера Майнос. Некрасовцы служили в турецкой армии, причем считались в ней своеобразной элитой. Им доверяли охрану денег и гаремов высших государственных лиц! Даже за убийства турок они отделывались штрафами. Но новая родина делала все, чтобы некрасовцы побыстрее забыли свое русское прошлое. Чижиковых и Кошечкиных заставляли принимать турецкие фамилии — Акай, Аслантач и тому подобные.

— У меня, например, фамилия была Байкара, что значит «черный ворон», — рассказывает некрасовец Семен Милушкин. — Нам запрещали записывать свою историю. А в школе висели объявления: «Говорить только по-турецки». Но для нас все это не было проблемой. Настоящие фамилии свои мы всегда помнили, между собой говорили только по-русски, а после турецкой школы шли учиться духовным наукам к нашим старикам. Священники у нас, как и встарь на Руси, были выборными — из своих.

Турки называли их «упрямыми казаками». И действительно — некрасовцы упрямо держались многих старинных привычек. Не курили и почти не пили. Обращались друг другу по отчеству. В том числе и жены к мужьям. Невест брали исключительно девственницами. Веселились в основном на свадьбах. А вот дни рождения не отмечали. И в Пасху на кладбище с яйцами не ходили. Даже мат у них совершенно другой! Главные сегодняшние русские матерные слова были некрасовцам неизвестны. Посылали они друг друга на кутур и в титюшку. Неужели именно так раньше ругались на Руси?

Только некрасовцы сохранили в первозданном виде старинную русскую церковную службу, многие старинные песни, и даже традиционные русские сладости — плещинду, кокурки, жаворонки.

Но самое главное, где бы ни жили эти не испорченные императорской или советской властью русские люди, везде жили они хорошо. Потому что некому у них было отбить любовь к труду.

— В нашем селении Кожегюль в каждой семье было10 гектаров земли, несколько буйволов и быков, — вспоминает другой некрасовец Евлампий Вандеровский. — Хозяйство считалось образцово-показательным. Постоянно приезжали турецкие киношники про нас документальные фильмы снимать. Самую лучшую в стране фасоль мы выращивали. И еще мы на всю Турцию рыбу ловили. И в морях, и в озерах. В сентябре большинство мужчин уходили на промысел, в апреле возвращались. И пахать, и сеять, и рыбачить — все умели.

В кожегюльской церкви одна только колокольня была высотой в 15 метров. И за все время жизни на чужбине никто из некрасовцев не принял ислам.

— С турками дружно жили, совместные застолья устраивали, — рассказывает Семен Милушкин. — Пацанами дрались, конечно. А так они — нормальные ребята. Когда засуха наступала, турки нас обычно просили: «Помолитесь своему Богу, чтобы дождь пошел, — ваш Бог старше нашего, он послушает». И действительно: как устроим крестный ход вокруг села, сразу дождь начинался.

Тоска по Родине

Заветы Игната Некрасова
Заветы Игната Некрасова
Одно из главных правил у некрасовцев — обязательный достаток в семье. На чужбине они всегда жили зажиточно. Но при этом продолжали стремиться на Родину. Таков был главный Игнатов завет. К тому же не стало после революции в России царя, а стало быть, исчезло и главное препятствие к возвращению. Что бы ни писали, ни говорили за границей про СССР, некрасовцы рисовали себе сказочный образ родной страны. Но была и еще одна веская причина для реэмиграции. В ХIХ веке многих некрасовцев выкосили чума, тиф и тропическая лихорадка, а оставшиеся вынуждены были вступать в браки с близкими родственниками. Это отразилось не генофонде.

— Раньше много здоровяков было среди нас, — говорит Семен Милушкин, — но потом измельчали — порода начала портиться.

Некрасовцам срочно требовалась свежая кровь. А тут еще власти СССР активизировали попытки вернуть их на Родину.

— Нас обещали поселить в двух станицах по разные стороны речки — так, чтобы мы друг с другом могли перекрикиваться. Обещали дать трактора, землю, просторные большие дома, — перечисляет Евлампий Вандеровский.

И вот в 1962 году 999 некрасовцев ступили на борт советского теплохода. В пути родился еще один тысячный член казачьей общины. Все восприняли это как счастливый знак.

— Мы на Родину плыли — как на крыльях летели, — вспоминает некрасовец Милушкин. — В Новороссийске нас встречали хлебом-солью, говорили красивые слова. А потом началось… Земли дали всего по семь соток. Разделили всех на две группы и пригнали в отстающие совхозы, где рабочих рук не хватало. Поселили одних в Кумской долине, других в Бургунмажарах — друг от друга они в 20 километрах. Никаких тебе тракторов. Вместо этого тяжелый ручной труд на виноградниках. Но мы умеем работать упорно. Даже маленькие дети вышли на виноградники. Если местные жители, — украинцы, которых после революции заселили на место высланных кулаков, — только полнормы делали, то мы сходу эту норму в 2-3 раза перевыполнили. Когда больше местных зарабатывать начали, те нас просто возненавидели, стали турками звать. Говорить, что мы жадные. А чтоб мы не очень-то радовались заработкам, начальство специально для нас норму вдвое увеличило.

Старообрядцев-некрасовцев стали заставлять вступать в партию и комсомол.

— Кресты запрещали детям носить, учителя срывали их прямо с шеи, — продолжает Семен Иванович. — Церкви не разрешали. Сломать веру пытались. Но мы не покорились. И добились своего. Построили две церкви: Троицкую и Успенскую.

История с грустным концом

В короткий срок благодаря новопоселенцам их совхозы стали миллионерами. Хотя сами некрасовцы жили теперь намного беднее, чем в Турции. Да и нравственные устои стали в их общине неуклонно слабеть. Особенно в годы перестройки, когда на селе началась безработица и вся молодежь разъехалась в города.

— Всю землю нашу арендаторы к рукам прибрали, — сетует Евлампий Вандеровский.

 — Обманули нас, когда выкупали паи. Обещали каждый год за наши акции много зерна давать. Но давали лишь первые годы. А теперь за один пай — только 300 килограммов отрубей и мешок муки. Пригоняют раз в год на уборку урожая бригады шабашников из других городов. А наши без работы сидят, спиваются. Напишите, чтоб власть на село хоть немного внимания обратила. По телевизору слышим все время про национальные проекты да помощь селу. А на деле все только хуже становится…

Сейчас в каждом из двух сел, куда в 1962 году привезли некрасовцев, осталось их лишь по 200-300 человек — в основном старики. А большинство населения теперь составляют дагестанцы, чеченцы, курды, корейцы.

В 1994 году многие из некрасовцев съездили Турцию — в свое село Кожегюль. Церковь их теперь превращена в мечеть. Но турки встретили бывших земляков как родных.

— Мой товарищ Али очень обрадовался мне. Отпускать не хотел, — рассказывает Семен Милушкин. — Нас с ним вместе в 1962 году в военкомат призвали. Но только он после медкомиссии в армию пошел, а я на Родину поплыл… Эх, были в Турции мы хозяева на своей земле. А здесь в России все потеряли. И самих себя тоже. Никогда не думали, что утратим то, что предки нам завещали.

Наоборот, верили, что на Родине-то как раз сохраним…
Но о возвращении в Турцию некрасовцы никогда и не помышляли. Они слишком долго мечтали о России, чтобы отказываться от нее. Даже все здесь потеряв.

Владлен Чертинов

Статья из газеты «МК» в Питере»
Рожденные свободными?
Как я в цыганский табор ходил
рекомендую

Еще одной незабываемой встречей стала поездка к духоборам, тогда еще жившим в грузинских горах. Сейчас их там почти не осталось. Их села стали армянскими.

Текст будет опубликован позднее.

Твой дом — тюрьма-2
Как я по заданию редакции на зоне сидел
рекомендую
Поделиться

Добавить комментарий

ТОП
Новое в моем блоге
Мои книги
Previous slide
Next slide

Мой сайт использует файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нем