Предки некрасовцев — самые настоящие лихие люди, участники знаменитого Булавинского бунта.
В начале ХVIII века царь-реформатор Петр I послал на Дон «отряд особого назначения» князя Долгорукова — для поиска беглых холопов и поддержания на этой неспокойной окраине законности и порядка. Но царские «омоновцы» малость переусердствовали — губы и носы казакам резали, младенцев по деревьям вешали, женщин насиловали, а станицы и старообрядческие церкви жгли огнем. Казаки недолго терпели такие реформы. Напали ночью на карательный отряд и весь уничтожили. В ответ Петр I двинул на восставших регулярную армию, которая своими зверствами против «мирного населения» быстро предыдущих карателей превзошла.
Потерпев поражение, бунтовщики не пожелали сдаться на милость ненавистному царю и вместе с семьями ушли в Турцию. Возглавлял их атаман Игнат Некрасов, о котором сегодняшние некрасовцы могут вспомнить лишь одну подробность, да и то фантастическую — дескать, было у Некрасова не два, а четыре ряда зубов! Зато каждый из потомков наизусть знает «заветы Игната» — свод законов, составленный атаманом. Вот лишь некоторые из заветов, по которым жили изгнанники все 250 лет:
• «царю не покоряться, до царя в Расею не возвертаться»;
• «чтоб казак на казака не работал»;
• «чтобы молодые почитали старших»;
• «чтобы с турками мы не соединялись».
Турция предоставила казакам-эмигрантам землю возле красивого озера Майнос. Некрасовцы служили в турецкой армии, причем считались в ней своеобразной элитой. Им доверяли охрану денег и гаремов высших государственных лиц! Даже за убийства турок они отделывались штрафами. Но новая родина делала все, чтобы некрасовцы побыстрее забыли свое русское прошлое. Чижиковых и Кошечкиных заставляли принимать турецкие фамилии — Акай, Аслантач и тому подобные.
— У меня, например, фамилия была Байкара, что значит «черный ворон», — рассказывает некрасовец Семен Милушкин. — Нам запрещали записывать свою историю. А в школе висели объявления: «Говорить только по-турецки». Но для нас все это не было проблемой. Настоящие фамилии свои мы всегда помнили, между собой говорили только по-русски, а после турецкой школы шли учиться духовным наукам к нашим старикам. Священники у нас, как и встарь на Руси, были выборными — из своих.
Турки называли их «упрямыми казаками». И действительно — некрасовцы упрямо держались многих старинных привычек. Не курили и почти не пили. Обращались друг другу по отчеству. В том числе и жены к мужьям. Невест брали исключительно девственницами. Веселились в основном на свадьбах. А вот дни рождения не отмечали. И в Пасху на кладбище с яйцами не ходили. Даже мат у них совершенно другой! Главные сегодняшние русские матерные слова были некрасовцам неизвестны. Посылали они друг друга на кутур и в титюшку. Неужели именно так раньше ругались на Руси?
Только некрасовцы сохранили в первозданном виде старинную русскую церковную службу, многие старинные песни, и даже традиционные русские сладости — плещинду, кокурки, жаворонки.
Но самое главное, где бы ни жили эти не испорченные императорской или советской властью русские люди, везде жили они хорошо. Потому что некому у них было отбить любовь к труду.
— В нашем селении Кожегюль в каждой семье было10 гектаров земли, несколько буйволов и быков, — вспоминает другой некрасовец Евлампий Вандеровский. — Хозяйство считалось образцово-показательным. Постоянно приезжали турецкие киношники про нас документальные фильмы снимать. Самую лучшую в стране фасоль мы выращивали. И еще мы на всю Турцию рыбу ловили. И в морях, и в озерах. В сентябре большинство мужчин уходили на промысел, в апреле возвращались. И пахать, и сеять, и рыбачить — все умели.
В кожегюльской церкви одна только колокольня была высотой в 15 метров. И за все время жизни на чужбине никто из некрасовцев не принял ислам.
— С турками дружно жили, совместные застолья устраивали, — рассказывает Семен Милушкин. — Пацанами дрались, конечно. А так они — нормальные ребята. Когда засуха наступала, турки нас обычно просили: «Помолитесь своему Богу, чтобы дождь пошел, — ваш Бог старше нашего, он послушает». И действительно: как устроим крестный ход вокруг села, сразу дождь начинался.
В короткий срок благодаря новопоселенцам их совхозы стали миллионерами. Хотя сами некрасовцы жили теперь намного беднее, чем в Турции. Да и нравственные устои стали в их общине неуклонно слабеть. Особенно в годы перестройки, когда на селе началась безработица и вся молодежь разъехалась в города.
— Всю землю нашу арендаторы к рукам прибрали, — сетует Евлампий Вандеровский. — Обманули нас, когда выкупали паи. Обещали каждый год за наши акции много зерна давать. Но давали лишь первые годы. А теперь за один пай — только 300 килограммов отрубей и мешок муки. Пригоняют раз в год на уборку урожая бригады шабашников из других городов. А наши без работы сидят, спиваются. Напишите, чтоб власть на село хоть немного внимания обратила. По телевизору слышим все время про национальные проекты да помощь селу. А на деле все только хуже становится…
Сейчас в каждом из двух сел, куда в 1962 году привезли некрасовцев, осталось их лишь по 200-300 человек — в основном старики. А большинство населения теперь составляют дагестанцы, чеченцы, курды, корейцы.
В 1994 году многие из некрасовцев съездили Турцию — в свое село Кожегюль. Церковь их теперь превращена в мечеть. Но турки встретили бывших земляков как родных.
— Мой товарищ Али очень обрадовался мне. Отпускать не хотел, — рассказывает Семен Милушкин. — Нас с ним вместе в 1962 году в военкомат призвали. Но только он после медкомиссии в армию пошел, а я на Родину поплыл… Эх, были в Турции мы хозяева на своей земле. А здесь в России все потеряли. И самих себя тоже. Никогда не думали, что утратим то, что предки нам завещали.
Наоборот, верили, что на Родине-то как раз сохраним…
Но о возвращении в Турцию некрасовцы никогда и не помышляли. Они слишком долго мечтали о России, чтобы отказываться от нее. Даже все здесь потеряв.
Еще одной незабываемой встречей стала поездка к духоборам, тогда еще жившим в грузинских горах. Сейчас их там почти не осталось. Их села стали армянскими.
Текст будет опубликован позднее.
Предки некрасовцев — самые настоящие лихие люди, участники знаменитого Булавинского бунта.
В начале ХVIII века царь-реформатор Петр I послал на Дон «отряд особого назначения» князя Долгорукова — для поиска беглых холопов и поддержания на этой неспокойной окраине законности и порядка. Но царские «омоновцы» малость переусердствовали — губы и носы казакам резали, младенцев по деревьям вешали, женщин насиловали, а станицы и старообрядческие церкви жгли огнем. Казаки недолго терпели такие реформы. Напали ночью на карательный отряд и весь уничтожили. В ответ Петр I двинул на восставших регулярную армию, которая своими зверствами против «мирного населения» быстро предыдущих карателей превзошла.
Потерпев поражение, бунтовщики не пожелали сдаться на милость ненавистному царю и вместе с семьями ушли в Турцию. Возглавлял их атаман Игнат Некрасов, о котором сегодняшние некрасовцы могут вспомнить лишь одну подробность, да и то фантастическую — дескать, было у Некрасова не два, а четыре ряда зубов! Зато каждый из потомков наизусть знает «заветы Игната» — свод законов, составленный атаманом. Вот лишь некоторые из заветов, по которым жили изгнанники все 250 лет:
• «царю не покоряться, до царя в Расею не возвертаться»;
• «чтоб казак на казака не работал»;
• «чтобы молодые почитали старших»;
• «чтобы с турками мы не соединялись».
Еще одной незабываемой встречей стала поездка к духоборам, тогда еще жившим в грузинских горах. Сейчас их там почти не осталось. Их села стали армянскими.
Текст будет опубликован позднее.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
«Серый кардинал» Кремля рассказал о том, что ждет Россию
«Курсы выживания» в Сертолово как зеркало военной реформы министра Сердюкова
Предки некрасовцев — самые настоящие лихие люди, участники знаменитого Булавинского бунта.
В начале ХVIII века царь-реформатор Петр I послал на Дон «отряд особого назначения» князя Долгорукова — для поиска беглых холопов и поддержания на этой неспокойной окраине законности и порядка. Но царские «омоновцы» малость переусердствовали — губы и носы казакам резали, младенцев по деревьям вешали, женщин насиловали, а станицы и старообрядческие церкви жгли огнем. Казаки недолго терпели такие реформы. Напали ночью на карательный отряд и весь уничтожили. В ответ Петр I двинул на восставших регулярную армию, которая своими зверствами против «мирного населения» быстро предыдущих карателей превзошла.
Потерпев поражение, бунтовщики не пожелали сдаться на милость ненавистному царю и вместе с семьями ушли в Турцию. Возглавлял их атаман Игнат Некрасов, о котором сегодняшние некрасовцы могут вспомнить лишь одну подробность, да и то фантастическую — дескать, было у Некрасова не два, а четыре ряда зубов! Зато каждый из потомков наизусть знает «заветы Игната» — свод законов, составленный атаманом. Вот лишь некоторые из заветов, по которым жили изгнанники все 250 лет:
• «царю не покоряться, до царя в Расею не возвертаться»;
• «чтоб казак на казака не работал»;
• «чтобы молодые почитали старших»;
• «чтобы с турками мы не соединялись».
В короткий срок благодаря новопоселенцам их совхозы стали миллионерами. Хотя сами некрасовцы жили теперь намного беднее, чем в Турции. Да и нравственные устои стали в их общине неуклонно слабеть. Особенно в годы перестройки, когда на селе началась безработица и вся молодежь разъехалась в города.
— Всю землю нашу арендаторы к рукам прибрали, — сетует Евлампий Вандеровский.
— Обманули нас, когда выкупали паи. Обещали каждый год за наши акции много зерна давать. Но давали лишь первые годы. А теперь за один пай — только 300 килограммов отрубей и мешок муки. Пригоняют раз в год на уборку урожая бригады шабашников из других городов. А наши без работы сидят, спиваются. Напишите, чтоб власть на село хоть немного внимания обратила. По телевизору слышим все время про национальные проекты да помощь селу. А на деле все только хуже становится…
Сейчас в каждом из двух сел, куда в 1962 году привезли некрасовцев, осталось их лишь по 200-300 человек — в основном старики. А большинство населения теперь составляют дагестанцы, чеченцы, курды, корейцы.
В 1994 году многие из некрасовцев съездили Турцию — в свое село Кожегюль. Церковь их теперь превращена в мечеть. Но турки встретили бывших земляков как родных.
— Мой товарищ Али очень обрадовался мне. Отпускать не хотел, — рассказывает Семен Милушкин. — Нас с ним вместе в 1962 году в военкомат призвали. Но только он после медкомиссии в армию пошел, а я на Родину поплыл… Эх, были в Турции мы хозяева на своей земле. А здесь в России все потеряли. И самих себя тоже. Никогда не думали, что утратим то, что предки нам завещали.
Наоборот, верили, что на Родине-то как раз сохраним…
Но о возвращении в Турцию некрасовцы никогда и не помышляли. Они слишком долго мечтали о России, чтобы отказываться от нее. Даже все здесь потеряв.
Еще одной незабываемой встречей стала поездка к духоборам, тогда еще жившим в грузинских горах. Сейчас их там почти не осталось. Их села стали армянскими.
Текст будет опубликован позднее.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
«Серый кардинал» Кремля рассказал о том, что ждет Россию
«Курсы выживания» в Сертолово как зеркало военной реформы министра Сердюкова