Предки некрасовцев — самые настоящие лихие люди, участники знаменитого Булавинского бунта.
В начале ХVIII века царь-реформатор Петр I послал на Дон «отряд особого назначения» князя Долгорукова — для поиска беглых холопов и поддержания на этой неспокойной окраине законности и порядка. Но царские «омоновцы» малость переусердствовали — губы и носы казакам резали, младенцев по деревьям вешали, женщин насиловали, а станицы и старообрядческие церкви жгли огнем. Казаки недолго терпели такие реформы. Напали ночью на карательный отряд и весь уничтожили. В ответ Петр I двинул на восставших регулярную армию, которая своими зверствами против «мирного населения» быстро предыдущих карателей превзошла.
Потерпев поражение, бунтовщики не пожелали сдаться на милость ненавистному царю и вместе с семьями ушли в Турцию. Возглавлял их атаман Игнат Некрасов, о котором сегодняшние некрасовцы могут вспомнить лишь одну подробность, да и то фантастическую — дескать, было у Некрасова не два, а четыре ряда зубов! Зато каждый из потомков наизусть знает «заветы Игната» — свод законов, составленный атаманом. Вот лишь некоторые из заветов, по которым жили изгнанники все 250 лет:
• «царю не покоряться, до царя в Расею не возвертаться»;
• «чтоб казак на казака не работал»;
• «чтобы молодые почитали старших»;
• «чтобы с турками мы не соединялись».
Турция предоставила казакам-эмигрантам землю возле красивого озера Майнос. Некрасовцы служили в турецкой армии, причем считались в ней своеобразной элитой. Им доверяли охрану денег и гаремов высших государственных лиц! Даже за убийства турок они отделывались штрафами. Но новая родина делала все, чтобы некрасовцы побыстрее забыли свое русское прошлое. Чижиковых и Кошечкиных заставляли принимать турецкие фамилии — Акай, Аслантач и тому подобные.
— У меня, например, фамилия была Байкара, что значит «черный ворон», — рассказывает некрасовец Семен Милушкин. — Нам запрещали записывать свою историю. А в школе висели объявления: «Говорить только по-турецки». Но для нас все это не было проблемой. Настоящие фамилии свои мы всегда помнили, между собой говорили только по-русски, а после турецкой школы шли учиться духовным наукам к нашим старикам. Священники у нас, как и встарь на Руси, были выборными — из своих.
Турки называли их «упрямыми казаками». И действительно — некрасовцы упрямо держались многих старинных привычек. Не курили и почти не пили. Обращались друг другу по отчеству. В том числе и жены к мужьям. Невест брали исключительно девственницами. Веселились в основном на свадьбах. А вот дни рождения не отмечали. И в Пасху на кладбище с яйцами не ходили. Даже мат у них совершенно другой! Главные сегодняшние русские матерные слова были некрасовцам неизвестны. Посылали они друг друга на кутур и в титюшку. Неужели именно так раньше ругались на Руси?
Только некрасовцы сохранили в первозданном виде старинную русскую церковную службу, многие старинные песни, и даже традиционные русские сладости — плещинду, кокурки, жаворонки.
Но самое главное, где бы ни жили эти не испорченные императорской или советской властью русские люди, везде жили они хорошо. Потому что некому у них было отбить любовь к труду.
— В нашем селении Кожегюль в каждой семье было10 гектаров земли, несколько буйволов и быков, — вспоминает другой некрасовец Евлампий Вандеровский. — Хозяйство считалось образцово-показательным. Постоянно приезжали турецкие киношники про нас документальные фильмы снимать. Самую лучшую в стране фасоль мы выращивали. И еще мы на всю Турцию рыбу ловили. И в морях, и в озерах. В сентябре большинство мужчин уходили на промысел, в апреле возвращались. И пахать, и сеять, и рыбачить — все умели.
В кожегюльской церкви одна только колокольня была высотой в 15 метров. И за все время жизни на чужбине никто из некрасовцев не принял ислам.
— С турками дружно жили, совместные застолья устраивали, — рассказывает Семен Милушкин. — Пацанами дрались, конечно. А так они — нормальные ребята. Когда засуха наступала, турки нас обычно просили: «Помолитесь своему Богу, чтобы дождь пошел, — ваш Бог старше нашего, он послушает». И действительно: как устроим крестный ход вокруг села, сразу дождь начинался.
В короткий срок благодаря новопоселенцам их совхозы стали миллионерами. Хотя сами некрасовцы жили теперь намного беднее, чем в Турции. Да и нравственные устои стали в их общине неуклонно слабеть. Особенно в годы перестройки, когда на селе началась безработица и вся молодежь разъехалась в города.
— Всю землю нашу арендаторы к рукам прибрали, — сетует Евлампий Вандеровский. — Обманули нас, когда выкупали паи. Обещали каждый год за наши акции много зерна давать. Но давали лишь первые годы. А теперь за один пай — только 300 килограммов отрубей и мешок муки. Пригоняют раз в год на уборку урожая бригады шабашников из других городов. А наши без работы сидят, спиваются. Напишите, чтоб власть на село хоть немного внимания обратила. По телевизору слышим все время про национальные проекты да помощь селу. А на деле все только хуже становится…
Сейчас в каждом из двух сел, куда в 1962 году привезли некрасовцев, осталось их лишь по 200-300 человек — в основном старики. А большинство населения теперь составляют дагестанцы, чеченцы, курды, корейцы.
В 1994 году многие из некрасовцев съездили Турцию — в свое село Кожегюль. Церковь их теперь превращена в мечеть. Но турки встретили бывших земляков как родных.
— Мой товарищ Али очень обрадовался мне. Отпускать не хотел, — рассказывает Семен Милушкин. — Нас с ним вместе в 1962 году в военкомат призвали. Но только он после медкомиссии в армию пошел, а я на Родину поплыл… Эх, были в Турции мы хозяева на своей земле. А здесь в России все потеряли. И самих себя тоже. Никогда не думали, что утратим то, что предки нам завещали.
Наоборот, верили, что на Родине-то как раз сохраним…
Но о возвращении в Турцию некрасовцы никогда и не помышляли. Они слишком долго мечтали о России, чтобы отказываться от нее. Даже все здесь потеряв.
Еще одной незабываемой встречей стала поездка к духоборам, тогда еще жившим в грузинских горах. Сейчас их там почти не осталось. Их села стали армянскими.
Текст будет опубликован позднее.
Предки некрасовцев — самые настоящие лихие люди, участники знаменитого Булавинского бунта.
В начале ХVIII века царь-реформатор Петр I послал на Дон «отряд особого назначения» князя Долгорукова — для поиска беглых холопов и поддержания на этой неспокойной окраине законности и порядка. Но царские «омоновцы» малость переусердствовали — губы и носы казакам резали, младенцев по деревьям вешали, женщин насиловали, а станицы и старообрядческие церкви жгли огнем. Казаки недолго терпели такие реформы. Напали ночью на карательный отряд и весь уничтожили. В ответ Петр I двинул на восставших регулярную армию, которая своими зверствами против «мирного населения» быстро предыдущих карателей превзошла.
Потерпев поражение, бунтовщики не пожелали сдаться на милость ненавистному царю и вместе с семьями ушли в Турцию. Возглавлял их атаман Игнат Некрасов, о котором сегодняшние некрасовцы могут вспомнить лишь одну подробность, да и то фантастическую — дескать, было у Некрасова не два, а четыре ряда зубов! Зато каждый из потомков наизусть знает «заветы Игната» — свод законов, составленный атаманом. Вот лишь некоторые из заветов, по которым жили изгнанники все 250 лет:
• «царю не покоряться, до царя в Расею не возвертаться»;
• «чтоб казак на казака не работал»;
• «чтобы молодые почитали старших»;
• «чтобы с турками мы не соединялись».
Еще одной незабываемой встречей стала поездка к духоборам, тогда еще жившим в грузинских горах. Сейчас их там почти не осталось. Их села стали армянскими.
Текст будет опубликован позднее.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Жители Североморска подумали, что на них сбросили атомную бомбу.
Петербургские чиновники относятся к прошлому без должного уважения.
Предки некрасовцев — самые настоящие лихие люди, участники знаменитого Булавинского бунта.
В начале ХVIII века царь-реформатор Петр I послал на Дон «отряд особого назначения» князя Долгорукова — для поиска беглых холопов и поддержания на этой неспокойной окраине законности и порядка. Но царские «омоновцы» малость переусердствовали — губы и носы казакам резали, младенцев по деревьям вешали, женщин насиловали, а станицы и старообрядческие церкви жгли огнем. Казаки недолго терпели такие реформы. Напали ночью на карательный отряд и весь уничтожили. В ответ Петр I двинул на восставших регулярную армию, которая своими зверствами против «мирного населения» быстро предыдущих карателей превзошла.
Потерпев поражение, бунтовщики не пожелали сдаться на милость ненавистному царю и вместе с семьями ушли в Турцию. Возглавлял их атаман Игнат Некрасов, о котором сегодняшние некрасовцы могут вспомнить лишь одну подробность, да и то фантастическую — дескать, было у Некрасова не два, а четыре ряда зубов! Зато каждый из потомков наизусть знает «заветы Игната» — свод законов, составленный атаманом. Вот лишь некоторые из заветов, по которым жили изгнанники все 250 лет:
• «царю не покоряться, до царя в Расею не возвертаться»;
• «чтоб казак на казака не работал»;
• «чтобы молодые почитали старших»;
• «чтобы с турками мы не соединялись».
В короткий срок благодаря новопоселенцам их совхозы стали миллионерами. Хотя сами некрасовцы жили теперь намного беднее, чем в Турции. Да и нравственные устои стали в их общине неуклонно слабеть. Особенно в годы перестройки, когда на селе началась безработица и вся молодежь разъехалась в города.
— Всю землю нашу арендаторы к рукам прибрали, — сетует Евлампий Вандеровский.
— Обманули нас, когда выкупали паи. Обещали каждый год за наши акции много зерна давать. Но давали лишь первые годы. А теперь за один пай — только 300 килограммов отрубей и мешок муки. Пригоняют раз в год на уборку урожая бригады шабашников из других городов. А наши без работы сидят, спиваются. Напишите, чтоб власть на село хоть немного внимания обратила. По телевизору слышим все время про национальные проекты да помощь селу. А на деле все только хуже становится…
Сейчас в каждом из двух сел, куда в 1962 году привезли некрасовцев, осталось их лишь по 200-300 человек — в основном старики. А большинство населения теперь составляют дагестанцы, чеченцы, курды, корейцы.
В 1994 году многие из некрасовцев съездили Турцию — в свое село Кожегюль. Церковь их теперь превращена в мечеть. Но турки встретили бывших земляков как родных.
— Мой товарищ Али очень обрадовался мне. Отпускать не хотел, — рассказывает Семен Милушкин. — Нас с ним вместе в 1962 году в военкомат призвали. Но только он после медкомиссии в армию пошел, а я на Родину поплыл… Эх, были в Турции мы хозяева на своей земле. А здесь в России все потеряли. И самих себя тоже. Никогда не думали, что утратим то, что предки нам завещали.
Наоборот, верили, что на Родине-то как раз сохраним…
Но о возвращении в Турцию некрасовцы никогда и не помышляли. Они слишком долго мечтали о России, чтобы отказываться от нее. Даже все здесь потеряв.
Еще одной незабываемой встречей стала поездка к духоборам, тогда еще жившим в грузинских горах. Сейчас их там почти не осталось. Их села стали армянскими.
Текст будет опубликован позднее.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Жители Североморска подумали, что на них сбросили атомную бомбу.
Петербургские чиновники относятся к прошлому без должного уважения.