Этот текст — результат моей последней командировки в Чечню и вообще на Кавказ, куда я часто ездил от газеты «Смена». И самый необычный. Он — о малоизвестной, «потусторонней» подоплеке Чеченской войны. Написан во многом под влиянием общения с одним из умнейших и знающих людей Чечни, востоковедом Абузаром Сумбулатовым, в доме которого в Грозном я жил во время той последней поездки. Вскоре после этого боевики вошли в город, а потом Абузар был похищен из своего дома и пропал без вести. В то время в Чечне часто похищали людей. В основном с целью выкупа. Но за Абузара у его родственников выкуп никто не просил. Скорее всего его похитили за его знания.
Любят чеченцы сказки. Верят чеченцы в чудеса. Поживешь в городе Грозном недельку-другую — полюбишь эти сказки и ты.
Есть легенда. Она начинается так: «Наши шейхи учили, что пройдут времена — и разразится война. Такая война, которой не было еще на нашей земле. Город Грозный будет разрушен, а его улицы устланы трупами. Кровь убитых дойдет до щиколоток тем, кто останется в живых, и воды Сунжи покраснеют…» Дальше пророчество, приписываемое духовным авторитетам конца прошлого — начала нынешнего века, содержит массу ужасных и неэстетичных подробностей, а также одну весьма любопытную географическую деталь. Легенда утверждает, что сильнее всего в
результате небывалого военного катаклизма пострадает та часть города, которая находится по-над Сунжей, то есть самые старые кварталы,
заложенные еще Ермоловым на месте пяти сожженных чеченских аулов. Эту легенду знает с детства едва ли не каждый чеченец. Но еще лет десять назад ничто не предвещало столь ужасных событий. Однако пришел январь 95-го, и предсказание исполнилось в точности. Исторического центра Грозного больше нет, а то, что происходило на его улицах в дни штурма, и в самом кошмарном сне не приснится.
«Ерунда. Совпадение», — неминуемо отреагирует на прочитанное всякий
нормальный здравомыслящий человек. Но у чеченцев свои, особенные понятия о здравом смысле. Многие из них верят в предопределение и в частности убеждены, что кровь, пролитая однажды на поле брани, обладает магической притягательной силой. Кровь предков взывает к потомкам. А значит, одна и та же кровавая ситуация должна и будет воспроизводиться на одной и той же территории с некоторой периодичностью.
В старых чеченских пророчествах фигурируют не только Грозный, но и некоторые другие населенные, пункты. Например, одна из легенд посвящена Гудермесу, а точнее, расположенному неподалеку от него полю с историческим названием Байтуры. Для чеченцев это поле имеет примерно то же значение, какое имеет для русских поле Куликово. Здесь чеченцы сначала бились с Тимуром, затем с войсками Петра I во время его персидского похода. Здесь воевал Ермолов и дотла истребил аул Дади-Юрт. Каждый год 14 сентября вся Чечня совершает поминовение этой трагедии. Именно 14 сентября раньше чаше всего можно было услышать притчу о том, что большая война однажды снова придет в Байтуры. В легенде сказано также о том, что война на этом не закончится, а переместится далее на другое не менее славное поле, что находится уже на территории Дагестана.
Прошлой весной российские войска без особых боев миновали Гудермес.
Жители города подписали с федералами мирное соглашение. Многие надеялись на то, что в этом районе республики не будет войны. Но осенью в Гудермес зашел отряд дудаевского зятя Салмана Радуева. Начались полномасштабные военные действия, причем основные бои развернулись как раз там, где и было предсказано. Тот же Салман Радуев своим рейдом в Дагестан исполнил и вторую часть пророчества. И теперь остается только гадать, сознательно он или те, кто его послал, подгоняли свои действия под сюжет всем известной легенды, или все вышло совершенно случайно. Хотя если разобраться, ничего случайного никогда не бывает.
В психологии известно, что дети часто совершенно бессознательно воспроизводят не только какие-то комплексы и особенности поведения родителей, но и их судьбу. То же самое, по-видимому, происходит и с
народами. Только два поколения обычно помнят перенесенную их отцами и дедами трагедию и склонны извлекать из нее уроки. Уже третье поколение забывает о боли, начинает героизировать происшедшее и превращать его в миф. Третье поколение вполне готово снова сразиться с врагом. И
желательно на том же самом месте.
В мифах запечатлеваются лучшие национальные качества. И поэтому в
глазах многих, особенно молодых людей, мифы — это то, что заслуживает
повторения. Ставя себя на место героических предков, а точнее, воссоздавая в реальности пережитые ими моменты, потомкам сподручнее всего проявить свой дух, доказать, что и они тоже чего-то стоят на этой земле.
Мифы правят людьми — это знает всякий нормальный этнограф. С помощью мифов можно править народами — это знает всякий нормальный политик. Но для эффективности подобного управления мифы не нужно развенчивать. Наоборот, их следует тиражировать и фабриковать. Джохар Дудаев и его окружение никогда не чурались родного фольклора. Наряду с прочими толкованиями смысла событий в Чечне всегда циркулировал и их «сказочный вариант». Кто из чеченцев не слышал о святом седобородом старце, будто бы явившемся к генералу Дудаеву в далекой Эстонии и внушившем ему бросить высокую армейскую должность ради спасения собственного народа. Или о том, что Джохар заговорен от пули, обладает даром предвидения, может спускаться с неба, способен становиться невидимым, проезжая через российские блокпосты, имеет чудесное белое пятно на лопатке и т.д. и т.п.
Этот собирательный фантастический образ первого чеченского генерала и первого чеченского президента зачем-то регулярно вводился в массовое сознание. Его рисовали родственники Дудаева, некоторые религиозные деятели, журналисты неглупые все вроде бы люди. Сам Джохар Мусаевич
против приписываемых ему сверхъестественных способностей как-то не
сильно протестовал. И, по-видимому, был совершенно прав. Людей можно разочаровать в чем угодно, но ни в коем случае нельзя отнимать у них тягу к мистике и любовь к чудесам.
Чечня — очень необычное место во всех отношениях. Одна из ее достопримечательностей заключается в том, что с конца XVIII века в здешних краях действуют суфийские тарикаты, или, другими словами, исламские мистические ордена. Эти религиозные братства довольно редки на территории бывшего СССР, но в Чечне они охватывают едва ли не большую часть всего населения. Суфийский ислам в отличие от более известного и распространенного шариатского ислама исповедует не
интеллектуальное, а интуитивное постижение Бога под руководством учителя. Суфизм претендует на знание тайной сути ислама, а его структуры отличаются высокой степенью организованности и закрытости.
Эти структуры давно вызывают пристальный интерес на Западе. Суфии утверждают, что суфизм — крестный отец каббалистики, масонства, многих эзотерических школ и наук.
В Чечне представлены два из четырех главных мировых орденов-тарикатов — накшбандия и кадирия. К тарикату накшбандия принадлежали Шейх — Мансур и Шамиль, и именно этот орден долгие годы возглавлял борьбу горцев Чечни и Дагестана против российских войск. Однако в самый разгар большой Кавказской войны в Чечне появляется другой тарикат — кадирия. Его посланец, шейх Кунта-Хаджи, выступает с проповедью ненасилия, то есть по сути призывает чеченцев прекратить вооруженное сопротивление, мотивируя это тем, что народ поставлен на грань истребления. Кунта-Хаджи учит вести борьбу с неверными не через войну, а через молитву. Эта проповедь находила отклик в сердцах многих чеченцев, измотанных многолетним военным противостоянием с превосходящим
противником. Однако последователи Шамиля восприняли деятельность нового проповедника как удар в спину. И до сих пор среди накшбандийцев найдутся люди, которые выскажут предположение о том, что Кунта-Хаджи
был, выражаясь современным языком, «агентом иностранной разведки,
заброшенным в чеченский тыл».
После поражения Шамиля число последователей нового кадирийского
тариката начинает стремительно расти. Морально подавленные горцы находят в проповедях Кунта-Хаджи отдушину. Кроме того, шейх завез в Чечню еще одно необычное облегчительное средство — зикр. Это тот самый ритуал, который многие россияне могли видеть в репортажах из Чечни, — бег по кругу против часовой стрелки, сопровождаемый выкрикиваниями имени Аллаха.
Выполненный по специальной технике, зикр (а это может быть не только бег, но и, например, сотрясение головой и руками) приводит исполнителя в состояние экстаза. Что происходит при этом, трудно сказать. Сами
кадирийцы утверждают, что они таким образом сближаются с Богом. Их противники, указывая на те процессы, которыми подчас сопровождается зикр для его участников (семяизвержение, у «трясунов» — обильное выделение слюны, сильные ушибы), замечают, что если зикристы во время ритуала с кем-то и общаются, то вовсе не с Богом.
Суфийские учения предписывают своим адептам уважительно относиться к «коллегам» из других орденов. Но в Чечне эти взаимоотношения нередко носят характер духовного противоборства. При советской власти последователи накшбандии доминировали на ключевых административно-хозяйственных постах в республике. Ситуация в корне изменилась лишь с приходом Джохара Дудаева. Его принадлежность к последователям шейха Кунта-Хаджи определила и поддержку новой власти со стороны кадирийского ордена. В центре Грозного закрутился зикр, а духовный лидер накшбандийцев Ильяс-Хаджи Арсанов подвергся гонениям. С вводом в Чечню в декабре 1994 года российских войск накшбандия и кадирия, если можно так выразиться, опять поменялись местами. Родственники, духовные ученики и духовные союзники Ильяс-Хаджи Арсанова распределили между собой большинство выгодных должностей. Кадирийцы же (и в первую очередь самый многочисленный вирд Кунта-Хаджи), уже в конце XIX века отказавшиеся от ненасильственных методов, питают своими идеями вооруженную оппозицию.
Рассказана же вся эта история исключительно для того, чтобы обратить внимание читателя на одну особенность ордена кадирия. Психология его членов связана с основным догматом шиизма — учением об ушедшем имаме. Имаме, который ушел из этого мира, но обязательно должен вернуться и
избавить своих последователей от гнета неверных. Этот уход может длиться десятки лет или даже столетия, а может длиться всего несколько месяцев.
А теперь поговорим об уходе Джохара Дудаева. Я не знаю, жив Дудаев или мертв (читатели и без того наслышаны об обстоятельствах исчезновения
Джохара Мусаевича, равно как и последующем исчезновении его жены), но я знаю другое: если Дудаев вдруг надумает воскреснуть, он станет для своих последователей поистине живым богом. Если война реанимировала Дудаева как республиканского лидера, то чудесное воскрешение из мертвых стало бы следующим этапом его политической реабилитации. Чудо спишет все грехи Джохара Дудаева и вызовет у его сторонников огромный энтузиазм. Если бы кто-то задался целью максимально сплотить чеченских бойцов вокруг своего главнокомандующего, он должен был действовать именно так. А все эти траурные церемонии и обряды по душу усопшего не должны кого-либо вводить в заблуждение. С точки зрения мусульманской религии такие поминовения вполне возможны и по живому человеку, во всяком случае они не являются чем-то кощунственным и предосудительным.
Стоит обратить внимание и на то, что параллельно с исчезновением Дудаева на наших глазах исчезли, а потом воскресли еще два человека: Зелимхан Яндарбиев (он почему-то два дня не опровергал известие о своей гибели) и Салман Радуев. Не исключено, что эти два воскрешения были своего рода репетицией с целью изучить возможную реакцию народа на главное воскрешение сезона, которое, по-видимому, еще впереди.
Способны ли Джохар Дудаев и его окружение творить подобные «чудеса»? В том ни у кого не должно быть сомнений. Мы уже писали, что Дудаев принадлежит к тэйпу Цечой, который в доисламские времена являл собой тэйп жрецов языческого культа. В местах обитания цечоевцев, высоко в горах на юго-западе Чечни, и по сей день стоят развалины крупнейшего языческого святилища. В этих краях жреческий культ продержался намного дольше, чем в остальной Чечне, и был ликвидирован лишь в середине прошлого века, во времена Шамиля. И вот спустя много лет, в 1992 году, первым человеком республики становится потомок жреческого рода Джохар Дудаев. Вместе с ним появилась и довольно странная для людей, называющих себя мусульманами, государственная символика. При Дудаеве на чеченском флаге оказалось изображение древнего чеченского языческого символа волка (при том, что ислам категорически запрещает поклоняться животным). Кроме того, волк на флаге улегся под полной луной, хотя для мусульман логичнее было бы уложить его под полумесяцем. Полная луна — довольно известный знак. Он в ходу у поклонников черной магии. Неслучайно в фольклоре разных стран полнолуние часто фигурирует в сюжетах, связанных с чародейством и колдовством. Известно также, что полная луна определенным образом действует на людей — и в особенности на женщин, что, по-видимому, связано еще как-то с женской физиологией.
В Чечне есть люди, которые с самого первого дня появления Джохара Дудаева внимательно за ним наблюдали. Они обратили внимание на то, что многие свои чрезвычайно зажигательные и эмоциональные речи генерал приурочивал именно к полнолунию. Многими замечено также, что выступления Джохара Мусаевича необыкновенным образом воздействовали на женщин. Появился даже характерный термин — «жены Дудаева». Примерно таким же влиянием на аудиторию славился и другой известный оратор недавнего времени, Звиад Гамсахурдиа. И у него тоже был клуб пылких фанаток, именуемых «черноколготочницами». Ни для кого в Грузии не было секретом, что Гамсахурдиа увлекался оккультными науками. О Дудаеве такой информации нет. Но известно, что двух этих людей связывала близкая дружба, а в прощальном слове над гробом Звиада Джохар Дудаев даже назвал того мудрым учителем.
«Чародейство — это совсем не то, о чем обычно все думают. Чародейство встречается современному человеку на каждом шагу и, как правило, в нем нет ничего сверхъестественного. По большом счету чародейство — это сокрытие истины, монополия на знание. Это те приемы и методы, с помощью которых господствующая элита обеспечивает свое господство над остальным населением», — говорил вашему корреспонденту незадолго перед войной политолог грозненского Исламского института, один из лидеров чеченских вахабитов Иса Умаров. Наблюдая чеченскую действительность последнего времени, с этим выводом трудно не согласиться.
Кстати о вахабитах.
Вахабизм — религиозное течение в мусульманском мире, ратующее за
чистоту ислама, за возвращение к его истокам, очищение от ненужных ритуалов и наслоений позднейших времен. К вахабитам относит себя
правящая династия Саудовской Аравии, известная также своими финансовыми возможностями.
В Чечню вахабизм проник относительно недавно из соседнего Дагестана еще при первом правлении Доку Завгаева. Тогда вахабиты открыли духовную школу в Аргуне. При Джохаре Дудаеве под эгидой вахабитов в Грозном стал действовать исламский институт. Вахабиты довольно скептически оценивают практику суфийских орденов. Чеченские тарикатчики в свою очередь называют вахабитов безбожниками и еврейскими шпионами. С началом войны вахабиты заявили о себе как о самостоятельной силе, способной влиять на события. Они организовали несколько боевых отрядов, которые отличаются особенным упорством и фанатизмом. Духовный наставник и одновременно командир этих отрядов — некий Фатхи, чеченец иорданского происхождения, воевавший в Афганистане и Боснии. В симпатиях к вахабизму замечен и Шамиль Басаев.
Война привела вахабитов и кадирийцев в один и тот же окоп, но вовсе не
устранила существующих между ними трений. Что это за трения, лучше всего характеризует спор, который произошел нынешней зимой в Веденском районе между полевыми командирами и некоторыми местными тарикатчиками. Старейшины сел Гуни и Хаджи-Юрт обвинили полевых командиров в том, что среди них есть люди, которые не берегут чеченские святыни. Прячась за мавзолеи святых старцев, они ведут из-за них огонь по российским ойскам, вызывая ответный огонь российской артиллерии. Показателен вывод, сделанный стариками: «Вы хотите разрушить наши святыни и разжечь христиано-мусульманский конфликт. Для нас вы еще большие враги, чем русские». Но не менее показателен и ответ на это обвинение, данный Шамилем Басаевым: «Если это святыни, то не мы их, а они нас должны оберегать».
Чеченские тарикатчики лишены возможности отплатить обидчикам той же монетой. В Чечне нет вахабитских святынь и крупных вахабитских центров. Но зато они есть в Дагестане. Это села Кизилюрт и… Первомайское. В Кизилюрте живет столп дагестанского вахабизма Багаутдин Мухаммад. В Первомайском находится издательский центр. Вся вахабитская литература в нашей стране (которая, кстати, печатается на неплохой бумаге и раздается бесплатно) имеет этот обратный адрес. Ну, не удивительно ли, что именно по указанному адресу нынешней зимой заявился все тот же Салман Радуев, вызвал на себя огонь федералов и разрушил село. «Наконец-то Аллах покарал этих безбожников», — так реагировали на происшедшее некоторые дагестанцы, принадлежащие к тамошним суфийским орденам.
Впрочем, федеральное правительство постаралось сделать так, чтобы кара
не выглядела слишком уж жестокой. Каждая пострадавшая семья в разрушенном Первомайском получила по 150 миллионов рублей и по автомобилю «Жигули». В Чечне многие были возмущены этим известием.
Подавляющее большинство жителей республики, лишившихся своих домов, о какой бы то ни было компенсации и не помышляют.
Незадолго до покушения генерал Анатолий Романов, войдя в контакт с некоторыми чеченскими духовными авторитетами, собирался составить и распространить по подразделениям и частям свод необходимых сведений о чеченцах, их обычаях и психологии. Он хотел, чтобы наши солдаты знали, как вести себя с народом, на землю которого они пришли, для того чтобы
эти солдаты не погибали за зря и не чувствовали себя в Чечне оккупантами. Анатолий Романов не успел осуществить эту идею, и она сама по себе заглохла. Остается только задаваться вопросом: почему боевой генерал, оказавшийся в Чечне, пришел к пониманию необходимости больше знать о чеченцах и вооружить этими знаниями своих солдат, в то время как наши спецслужбы с самого начала войны не занялись такого рода просветительской деятельностью?
Войдя в Чечню, мы вошли в другой мир. А вернее, топорно и тупо ввалились в него вместо того, чтобы попытаться найти входы и выходы. Так медведь вваливается на пасеку, а потом, разметав все ульи, начинает недоумевать, что его кто-то невидимый жалит со всех сторон.
Отправляясь воевать против чеченцев, мы не удосужились толком что-либо разузнать про них и даже заглянуть в историю собственных взаимоотношений с этим народом. Стоит ли теперь удивляться полученному
результату.
Этот текст — результат моей последней командировки в Чечню и вообще на Кавказ, куда я часто ездил от газеты «Смена». И самый необычный. Он — о малоизвестной, «потусторонней» подоплеке Чеченской войны. Написан во многом под влиянием общения с одним из умнейших и знающих людей Чечни, востоковедом Абузаром Сумбулатовым, в доме которого в Грозном я жил во время той последней поездки. Вскоре после этого боевики вошли в город, а потом Абузар был похищен из своего дома и пропал без вести. В то время в Чечне часто похищали людей. В основном с целью выкупа. Но за Абузара у его родственников выкуп никто не просил. Скорее всего его похитили за его знания.
Любят чеченцы сказки. Верят чеченцы в чудеса. Поживешь в городе Грозном недельку-другую — полюбишь эти сказки и ты.
Есть легенда. Она начинается так: «Наши шейхи учили, что пройдут времена — и разразится война. Такая война, которой не было еще на нашей земле. Город Грозный будет разрушен, а его улицы устланы трупами. Кровь убитых дойдет до щиколоток тем, кто останется в живых, и воды Сунжи покраснеют…» Дальше пророчество, приписываемое духовным авторитетам конца прошлого — начала нынешнего века, содержит массу ужасных и неэстетичных подробностей, а также одну весьма любопытную географическую деталь. Легенда утверждает, что сильнее всего в результате небывалого военного катаклизма пострадает та часть города, которая находится по-над Сунжей, то есть самые старые кварталы, заложенные еще Ермоловым на месте пяти сожженных чеченских аулов. Эту легенду знает с детства едва ли не каждый чеченец. Но еще лет десять назад ничто не предвещало столь ужасных событий. Однако пришел январь
95-го, и предсказание исполнилось в точности. Исторического центра Грозного больше нет, а то, что происходило на его улицах в дни штурма, и в самом кошмарном сне не приснится.
«Ерунда. Совпадение», — неминуемо отреагирует на прочитанное всякий
нормальный здравомыслящий человек. Но у чеченцев свои, особенные понятия о здравом смысле. Многие из них верят в предопределение и в частности убеждены, что кровь, пролитая однажды на поле брани, обладает магической притягательной силой. Кровь предков взывает к потомкам. А значит, одна и та же кровавая ситуация должна и будет воспроизводиться на одной и той же территории с некоторой периодичностью.
В старых чеченских пророчествах фигурируют не только Грозный, но и некоторые другие населенные, пункты. Например, одна из легенд посвящена Гудермесу, а точнее, расположенному неподалеку от него полю с историческим названием Байтуры. Для чеченцев это поле имеет примерно то же значение, какое имеет для русских поле Куликово. Здесь чеченцы сначала бились с Тимуром, затем с войсками Петра I во время его персидского похода. Здесь воевал Ермолов и дотла истребил аул Дади-Юрт. Каждый год 14 сентября вся Чечня совершает поминовение этой трагедии. Именно 14 сентября раньше чаше всего можно было услышать притчу о том, что большая война однажды снова придет в Байтуры. В легенде сказано также о том, что война на этом не закончится, а переместится далее на другое не менее славное поле, что находится уже на территории Дагестана.
Прошлой весной российские войска без особых боев миновали Гудермес.
Жители города подписали с федералами мирное соглашение. Многие надеялись на то, что в этом районе республики не будет войны. Но осенью в Гудермес зашел отряд дудаевского зятя Салмана Радуева. Начались полномасштабные военные действия, причем основные бои развернулись как раз там, где и было предсказано. Тот же Салман Радуев своим рейдом в Дагестан исполнил и вторую часть пророчества. И теперь остается только гадать, сознательно он или те, кто его послал, подгоняли свои действия под сюжет всем известной легенды, или все вышло совершенно случайно. Хотя если разобраться, ничего случайного никогда не бывает.
В психологии известно, что дети часто совершенно бессознательно воспроизводят не только какие-то комплексы и особенности поведения родителей, но и их судьбу. То же самое, по-видимому, происходит и с народами. Только два поколения обычно помнят перенесенную их отцами и дедами трагедию и склонны извлекать из нее уроки. Уже третье поколение забывает о боли, начинает героизировать происшедшее и превращать его в миф. Третье поколение вполне готово снова сразиться с врагом. И желательно на том же самом месте.
В мифах запечатлеваются лучшие национальные качества. И поэтому в
глазах многих, особенно молодых людей, мифы — это то, что заслуживает повторения. Ставя себя на место героических предков, а точнее, воссоздавая в реальности пережитые ими моменты, потомкам сподручнее всего проявить свой дух, доказать, что и они тоже чего-то стоят на этой земле.
Мифы правят людьми — это знает всякий нормальный этнограф. С помощью мифов можно править народами — это знает всякий нормальный политик. Но для эффективности подобного управления мифы не нужно развенчивать. Наоборот, их следует тиражировать и фабриковать. Джохар Дудаев и его окружение никогда не чурались родного фольклора. Наряду с прочими толкованиями смысла событий в Чечне всегда циркулировал и их «сказочный вариант». Кто из чеченцев не слышал о святом седобородом старце, будто бы явившемся к генералу Дудаеву в далекой Эстонии и внушившем ему бросить высокую армейскую должность ради спасения собственного народа. Или о том, что Джохар заговорен от пули, обладает даром предвидения, может спускаться с неба, способен становиться невидимым, проезжая через российские блокпосты, имеет чудесное белое пятно на лопатке и т.д. и т.п.
Этот собирательный фантастический образ первого чеченского генерала и первого чеченского президента зачем-то регулярно вводился в массовое сознание. Его рисовали родственники Дудаева, некоторые религиозные деятели, журналисты неглупые все вроде бы люди. Сам Джохар Мусаевич против приписываемых ему сверхъестественных способностей как-то не сильно протестовал. И, по-видимому, был совершенно прав. Людей можно разочаровать в чем угодно, но ни в коем случае нельзя отнимать у них тягу к мистике и любовь к чудесам.
Чечня — очень необычное место во всех отношениях. Одна из ее достопримечательностей заключается в том, что с конца XVIII века в здешних краях действуют суфийские тарикаты, или, другими словами, исламские мистические ордена. Эти религиозные братства довольно редки
на территории бывшего СССР, но в Чечне они охватывают едва ли не большую часть всего населения. Суфийский ислам в отличие от более известного и распространенного шариатского ислама исповедует не интеллектуальное, а интуитивное постижение Бога под руководством учителя. Суфизм претендует на знание тайной сути ислама, а его структуры отличаются высокой степенью организованности и закрытости.
Эти структуры давно вызывают пристальный интерес на Западе. Суфии утверждают, что суфизм — крестный отец каббалистики, масонства, многих эзотерических школ и наук.
В Чечне представлены два из четырех главных мировых орденов-тарикатов — накшбандия и кадирия. К тарикату накшбандия принадлежали Шейх — Мансур и Шамиль, и именно этот орден долгие годы возглавлял борьбу горцев Чечни и Дагестана против российских войск. Однако в самый разгар большой Кавказской войны в Чечне появляется другой тарикат — кадирия. Его посланец, шейх Кунта-Хаджи, выступает с проповедью ненасилия, то есть по сути призывает чеченцев прекратить вооруженное сопротивление, мотивируя это тем, что народ поставлен на грань истребления. Кунта-Хаджи учит вести борьбу с неверными не через войну, а через молитву. Эта проповедь находила отклик в сердцах многих чеченцев, измотанных многолетним военным противостоянием с превосходящим
противником. Однако последователи Шамиля восприняли деятельность нового проповедника как удар в спину. И до сих пор среди накшбандийцев найдутся люди, которые выскажут предположение о том, что Кунта-Хаджи был, выражаясь современным языком, «агентом иностранной разведки,
заброшенным в чеченский тыл».
После поражения Шамиля число последователей нового кадирийского
тариката начинает стремительно расти. Морально подавленные горцы находят в проповедях Кунта-Хаджи отдушину. Кроме того, шейх завез в Чечню еще одно необычное облегчительное средство — зикр. Это тот самый ритуал, который многие россияне могли видеть в репортажах из Чечни, — бег по кругу против часовой стрелки, сопровождаемый выкрикиваниями имени Аллаха.
Выполненный по специальной технике, зикр (а это может быть не только бег, но и, например, сотрясение головой и руками) приводит исполнителя в состояние экстаза. Что происходит при этом, трудно сказать. Сами кадирийцы утверждают, что они таким образом сближаются с Богом. Их противники, указывая на те процессы, которыми подчас сопровождается зикр для его участников (семяизвержение, у «трясунов» — обильное выделение слюны, сильные ушибы), замечают, что если зикристы во время ритуала с кем-то и общаются, то вовсе не с Богом.
Суфийские учения предписывают своим адептам уважительно относиться к «коллегам» из других орденов. Но в Чечне эти взаимоотношения нередко носят характер духовного противоборства. При советской власти последователи накшбандии доминировали на ключевых административно-хозяйственных постах в республике. Ситуация в корне изменилась лишь с приходом Джохара Дудаева. Его принадлежность к последователям шейха Кунта-Хаджи определила и поддержку новой власти со стороны кадирийского ордена. В центре Грозного закрутился зикр, а духовный лидер накшбандийцев Ильяс-Хаджи Арсанов подвергся гонениям. С вводом в Чечню в декабре 1994 года российских войск накшбандия и кадирия, если можно так выразиться, опять поменялись местами. Родственники, духовные ученики и духовные союзники Ильяс-Хаджи Арсанова распределили между собой большинство выгодных должностей. Кадирийцы же (и в первую очередь самый многочисленный вирд Кунта-Хаджи), уже в конце XIX века отказавшиеся от ненасильственных методов, питают своими идеями вооруженную оппозицию.
Рассказана же вся эта история исключительно для того, чтобы обратить внимание читателя на одну особенность ордена кадирия. Психология его членов связана с основным догматом шиизма — учением об ушедшем имаме. маме, который ушел из этого мира, но обязательно должен вернуться и
избавить своих последователей от гнета неверных. Этот уход может длиться десятки лет или даже столетия, а может длиться всего несколько месяцев.
А теперь поговорим об уходе Джохара Дудаева. Я не знаю, жив Дудаев или мертв (читатели и без того наслышаны об обстоятельствах исчезновения
Джохара Мусаевича, равно как и последующем исчезновении его жены), но я знаю другое: если Дудаев вдруг надумает воскреснуть, он станет для своих последователей поистине живым богом. Если война реанимировала Дудаева как республиканского лидера, то чудесное воскрешение из мертвых стало бы следующим этапом его политической реабилитации. Чудо спишет все грехи Джохара Дудаева и вызовет у его сторонников огромный энтузиазм. Если бы кто-то задался целью максимально сплотить чеченских бойцов вокруг своего главнокомандующего, он должен был действовать именно так. А все эти траурные церемонии и обряды по душу усопшего не должны кого-либо вводить в заблуждение. С точки зрения мусульманской религии такие поминовения вполне возможны и по живому человеку, во всяком случае они не являются чем-то кощунственным и предосудительным.
Стоит обратить внимание и на то, что параллельно с исчезновением Дудаева на наших глазах исчезли, а потом воскресли еще два человека: Зелимхан Яндарбиев (он почему-то два дня не опровергал известие о своей гибели) и Салман Радуев. Не исключено, что эти два воскрешения были своего рода репетицией с целью изучить возможную реакцию народа на главное воскрешение сезона, которое, по-видимому, еще впереди.
Способны ли Джохар Дудаев и его окружение творить подобные «чудеса»? В том ни у кого не должно быть сомнений. Мы уже писали, что Дудаев принадлежит к тэйпу Цечой, который в доисламские времена являл собой тэйп жрецов языческого культа. В местах обитания цечоевцев, высоко в горах на юго-западе Чечни, и по сей день стоят развалины крупнейшего языческого святилища. В этих краях жреческий культ продержался намного дольше, чем в остальной Чечне, и был ликвидирован лишь в середине прошлого века, во времена Шамиля. И вот спустя много лет, в 1992 году, первым человеком республики становится потомок жреческого рода Джохар Дудаев. Вместе с ним появилась и довольно странная для людей, называющих себя мусульманами, государственная символика. При Дудаеве на чеченском флаге оказалось изображение древнего чеченского языческого символа волка (при том, что ислам категорически запрещает поклоняться животным). Кроме того, волк на флаге улегся под полной луной, хотя для мусульман логичнее было бы уложить его под полумесяцем. Полная луна — довольно известный знак. Он в ходу у поклонников черной магии. Неслучайно в фольклоре разных стран полнолуние часто фигурирует в сюжетах, связанных с чародейством и колдовством. Известно также, что полная луна определенным образом действует на людей — и в особенности на женщин, что, по-видимому, связано еще как-то с женской физиологией.
В Чечне есть люди, которые с самого первого дня появления Джохара Дудаева внимательно за ним наблюдали. Они обратили внимание на то, что многие свои чрезвычайно зажигательные и эмоциональные речи генерал приурочивал именно к полнолунию. Многими замечено также, что выступления Джохара Мусаевича необыкновенным образом воздействовали на женщин. Появился даже характерный термин — «жены Дудаева». Примерно таким же влиянием на аудиторию славился и другой известный оратор недавнего времени, Звиад Гамсахурдиа. И у него тоже был клуб пылких фанаток, именуемых «черноколготочницами». Ни для кого в Грузии не было секретом, что Гамсахурдиа увлекался оккультными науками. О Дудаеве такой информации нет. Но известно, что двух этих людей связывала близкая дружба, а в прощальном слове над гробом Звиада Джохар Дудаев даже назвал того мудрым учителем.
«Чародейство — это совсем не то, о чем обычно все думают. Чародейство встречается современному человеку на каждом шагу и, как правило, в нем нет ничего сверхъестественного. По большом счету чародейство — это сокрытие истины, монополия на знание. Это те приемы и методы, с помощью которых господствующая элита обеспечивает свое господство над остальным населением», — говорил вашему корреспонденту незадолго перед войной политолог грозненского Исламского института, один из лидеров чеченских вахабитов Иса Умаров. Наблюдая чеченскую действительность последнего времени, с этим выводом трудно не согласиться.
Кстати о вахабитах.
Вахабизм — религиозное течение в мусульманском мире, ратующее за
чистоту ислама, за возвращение к его истокам, очищение от ненужных ритуалов и наслоений позднейших времен. К вахабитам относит себя правящая династия Саудовской Аравии, известная также своими финансовыми возможностями.
В Чечню вахабизм проник относительно недавно из соседнего Дагестана еще при первом правлении Доку Завгаева. Тогда вахабиты открыли духовную школу в Аргуне. При Джохаре Дудаеве под эгидой вахабитов в Грозном стал действовать исламский институт. Вахабиты довольно скептически оценивают практику суфийских орденов. Чеченские тарикатчики в свою очередь называют вахабитов безбожниками и еврейскими шпионами. С началом войны вахабиты заявили о себе как о самостоятельной силе, способной влиять на события. Они организовали несколько боевых отрядов, которые отличаются особенным упорством и фанатизмом. Духовный наставник и одновременно командир этих отрядов — некий Фатхи, чеченец иорданского происхождения, воевавший в Афганистане и Боснии. В симпатиях к вахабизму замечен и Шамиль Басаев.
Война привела вахабитов и кадирийцев в один и тот же окоп, но вовсе не
устранила существующих между ними трений. Что это за трения, лучше всего характеризует спор, который произошел нынешней зимой в Веденском районе между полевыми командирами и некоторыми местными тарикатчиками. Старейшины сел Гуни и Хаджи-Юрт обвинили полевых командиров в том, что
среди них есть люди, которые не берегут чеченские святыни. Прячась за мавзолеи святых старцев, они ведут из-за них огонь по российским ойскам, вызывая ответный огонь российской артиллерии. Показателен вывод, сделанный стариками: «Вы хотите разрушить наши святыни и разжечь христиано-мусульманский конфликт. Для нас вы еще большие враги, чем русские». Но не менее показателен и ответ на это обвинение, данный Шамилем Басаевым: «Если это святыни, то не мы их, а они нас должны оберегать».
Чеченские тарикатчики лишены возможности отплатить обидчикам той же монетой. В Чечне нет вахабитских святынь и крупных вахабитских центров. Но зато они есть в Дагестане. Это села Кизилюрт и… Первомайское. В Кизилюрте живет столп дагестанского вахабизма Багаутдин Мухаммад. В Первомайском находится издательский центр. Вся вахабитская литература в нашей стране (которая, кстати, печатается на неплохой бумаге и раздается бесплатно) имеет этот обратный адрес. Ну, не удивительно ли, что именно по указанному адресу нынешней зимой заявился все тот же Салман Радуев, вызвал на себя огонь федералов и разрушил село. «Наконец-то Аллах покарал этих безбожников», — так реагировали на происшедшее некоторые дагестанцы, принадлежащие к тамошним суфийским орденам.
Впрочем, федеральное правительство постаралось сделать так, чтобы кара
не выглядела слишком уж жестокой. Каждая пострадавшая семья в разрушенном Первомайском получила по 150 миллионов рублей и по автомобилю «Жигули». В Чечне многие были возмущены этим известием.
Подавляющее большинство жителей республики, лишившихся своих домов, о
какой бы то ни было компенсации и не помышляют.
Незадолго до покушения генерал Анатолий Романов, войдя в контакт с некоторыми чеченскими духовными авторитетами, собирался составить и распространить по подразделениям и частям свод необходимых сведений о чеченцах, их обычаях и психологии. Он хотел, чтобы наши солдаты знали, как вести себя с народом, на землю которого они пришли, для того чтобы эти солдаты не погибали за зря и не чувствовали себя в Чечне оккупантами. Анатолий Романов не успел осуществить эту идею, и она сама по себе заглохла. Остается только задаваться вопросом: почему боевой генерал, оказавшийся в Чечне, пришел к пониманию необходимости больше знать о чеченцах и вооружить этими знаниями своих солдат, в то время как наши спецслужбы с самого начала войны не занялись такого рода просветительской деятельностью?
Войдя в Чечню, мы вошли в другой мир. А вернее, топорно и тупо ввалились в него вместо того, чтобы попытаться найти входы и выходы. Так медведь вваливается на пасеку, а потом, разметав все ульи, начинает недоумевать, что его кто-то невидимый жалит со всех сторон.
Отправляясь воевать против чеченцев, мы не удосужились толком что-либо разузнать про них и даже заглянуть в историю собственных взаимоотношений с этим народом. Стоит ли теперь удивляться полученному
результату.
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Писатель-рецидивист Фёдор Крестовый даёт уроки выживания в криминальной России
Интервью академика Игоря Шафаревича, взятое в последний год существования СССР