«Попал под лошадь»

Московский режиссер Марк Розовский публично полил грязью Георгия Товстоногова и Евгения Лебедева. Чтобы напомнить о себе театральному миру

VK
OK
Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
Email
Евгений Лебедев и Георгий Товстоногов
Евгений Лебедев и Георгий Товстоногов
В ноябре 2006 года известный московский режиссер Марк Розовский выпустил в свет книгу «Дело о конокрадстве», в которой обвинил Георгия Товстоногова в том, что тот украл у него спектакль «История лошади». Мы в «МК» в Питере» опубликовали мнения по этому поводу трех петербуржцев — Нателлы Товстоноговой (сестры худрука БДТ и жены Евгения Лебедева, исполнителя главной роли в знаменитом спектакле), актера Олега Басилашвили и питерского режиссера Рудольфа Фурманова. Они размазали Розовского на наших страницах. Тот завелся. Позвонил, требуя предоставить ему слово. Нет вопросов — слово предоставили. Это фундаментальное правило журналистики. Но какой ценой? Розовский говорил, говорил, говорил. Точнее выговаривал. Оправдывался. Долго. Он оказался очень душным человеком. Звонил несколько раз. Буквально выедал по телефону мне мозг. Общение с ним оставило неприятный осадок. Помню, я тогда пожалел актеров, работающих у такого худрука. Если Розовский по телефону отнимает столько сил у человека, который от него никак не зависит, то каково приходилось артистам, да наяву. Наверное, он их просто сжирал. В результате он прислал какой-то огромнейший текст с ответами на наши вопросы, где был примерно такой же душный поток сознания. И еще пришлось потом долго согласовывать с ним сокращения. Но в итоге вот такое ток-шоу получилось.
Бурю в театральном мире вызвала вышедшая недавно в свет книга Марка Розовского «Дело о конокрадстве», в которой нынешний руководитель московского театра «У Никитских ворот» замахнулся на святое для Питера имя Георгия Товстоногова. Через 17 лет после смерти Георгия Александровича Розовский обвинил его — ни много ни мало — в краже. Той самой гениальной «Истории лошади» с Евгением Лебедевым, ставшей визитной карточкой БДТ во всем мире. Товстоногов-де присвоил авторство спектакля, рожденного в муках талантом Розовского. Ответить на неслыханное обвинение сам маэстро не мог, но за него автора-скандалиста вызвали на дуэль сразу несколько очевидцев тех событий.
режиссер Марк Розовский
Режиссер Марк Розовский

Рудольф Фурманов: «Розовский въехал в историю на чужом горбу»

Рудольф Фурманов
Рудольф Фурманов
Руководитель «Русской антрепризы» имени Андрея Миронова Рудольф Фурманов разразился открытым письмом и пообещал публично закатить Розовскому пощечину при первой же встрече.

«В „Деле о конокрадстве“ — вы сводите счеты с теми, кого на свете уже нет, — пишет Фурманов. — Присваивая не только постановочное решение (т. е. конечный результат), но и всё авторство знаменитого спектакля БДТ.

Постановка спектакля „История лошади“ по вашей инсценировке повести Толстого „Холстомер“, которую вам, после „Бедной Лизы“, доверил Товстоногов, согласно заключенного с вами договора, была прописана на Малой сцене БДТ (100 мест), Она никогда не увидела огней рампы, хотя и репетировалась 12 (!) месяцев… Приняв решение о переносе спектакля на Большую сцену, Товстоногов сократил первый акт на 25 минут (для постановки очень большое время) и заново поставил спектакль по вашей пьесе. Но он дал вам пропуск в историю. Вы пожизненно закрепили себя на афише его шедевра в качестве режиссера и автора пьесы… Напомню, что вся пластика Холстомера была сделала исключительно Евгением Лебедевым. Без вашего вмешательства. А ваша попытка пригласить в спектакль режиссера по пантомиме была сразу отвергнута Товстоноговым…

Во втором акте „Истории“ вам и как автору пьесы, и как режиссеру не удалось „выжать“ из первоклассной труппы БДТ ни-че-го. Так к кому претензии? Кого вы смешали с грязью? Человека и художника, на спектакли которого и до „Истории лошади“ было невозможно попасть. Режиссера, при жизни уже ставшего и историей, и легендой.

В спектакле БДТ вы — только автор фрагмента. Но ваша подпись наравне стоит рядом с мастером. Так что вам надо еще? „Это я! Мой! Мое режиссерское решение!“, — только и звучит на каждой странице. Как вы заботитесь о своем месте в истории театра, раз уж другие сегодня отказывают вам в этом, Вы хотите быть среди „покорителей Гималаев искусства“. Уютно устроиться с Товстоноговым на Монблане. Рядом! А ещё лучше — спихнуть его с вершины!»
Спектакль БДТ "История лошади" афиша
Спектакль БДТ «История лошади» афиша

Олег Басилашвили: «Это просто попытка напомнить о себе»

Олег Басилашвили
Олег Басилашвили
Басилашвили, непосредственный участник того спектакля, полностью согласился с мнением Рудольфа Фурманова:

— Этот спектакль обязан своему появлению, прежде всего, Георгию Александровичу.
Марк Розовский написал инсценировку и достаточно долгое время работал с актерами. Товстоногов долго отказывался вмешиваться и пришел в критической ситуации: второй акт совершенно не получался и артисты — я, Евгений Лебедев и другие — обратились к нему за помощью. В результате Товстоногов поставил весь второй акт, сильно сократил первый и многое в нем исправил, практически поставив весь спектакль.

В БДТ шли спектакли других режиссеров-постановщиков — например, «Цена» Розы Сироты или «Мольер» Сергея Юрского. И хотя Товстоногов и в этих случаях участвовал в работе и многое корректировал, он считал, что это их спектакли. Но «История лошади» — совсем другое дело.

У Розовского были возможности доказать свою правоту: в Рижском театре он поставил спектакль по собственной инсценировке «Холстомера», но он так нигде и не прозвучал. А Товстоноговский известен во всем мире.

Если б не эта книга, ничего плохого не сказал бы о Розовском, действительно талантливом и интересном человеке. Но он напечатал эту книгу, хотя, прочитав рукопись, я советовал ему этого не делать и исправить то, что написано несправедливо. Думаю, эта книга — просто попытка напомнить о таком режиссере Розовском, которого стали забывать.

Нателла Товстоногова: «Сплошная ложь и подлость»

Нателла Товстоногова
Нателла Товстоногова
Больше всего неприятностей театральные мемуары любителя лошадей принесли сестре Товстоногова и жене Лебедева, Нателле Александровне:

— Все это сплошная ложь. И это настоящая подлость, потому что Розовский вспомнил об этом через 31 год, когда уже ни Гоги, ни Жени нет в живых и ему некому ответить. У него было тридцать лет, чтобы поставить свой спектакль, но то, что он сделал в Риге и Москве, не имело никакого отклика. Я прекрасно помню, как отказались работать над спектаклем Олег Басилашвили, потом Женя Лебедев и Валя Ковель: второго акта не было вообще. Розовский пишет о каких-то интригах, которые против него затевал Женя: будто он специально лег в больницу, чтобы сорвать репетиции. Надо было знать Женю, чтобы такое представить: он мог быть капризным, отказываться от роли, но чтобы вести какие-то интриги!.. Женя болел независимо от Розовского: у него была брадикардия, низкий пульс при очень высоком давлении. То, что он лег в больницу специально — это просто смешно!

Еще смешно, что Розовский, оказывается, учил Женю правильно ставить ударения — когда все отмечали, что у Лебедева безупречная речь.

Но самое обидное для меня не упреки в украденном авторстве спектакля: с Гоги корона не упадет, все знают, каким он был режиссером. Самое противное — постоянные намеки на сотрудничество с КГБ. Это у Гоги, у которого были такие сложности с КГБ, которые Розовскому и не снились! Очень жаль, если книгу будет воспринимать всерьез молодое поколение, которое спектаклей Товстоногова не видело.

Нынче это модно — строить пиаркомпании на громких мордобоях и разводах звезд. Скандальная книга получила такую рекламу, что рискует стать бестселлером. Только вот гонорар автора может уйти на покрытие морального ущерба. Если, конечно, БДТ заступится за свое великое прошлое и подаст в суд «за конокрадство».
Народный артист СССР Евгений Лебедев
Народный артист СССР Евгений Лебедев в роли Холстомера в спектакле «История лошади». 1980 год © Юрий Белинский/Фотохроника ТАСС
Материал из газеты «МК» в Питере» № 47, 2006 год

Марк Розовский: «Смерть не индульгенция»

Марк Розовский
Марк Розовский

— Марк Григорьевич, по вашему собственному признанию, десять лет вы раздумывали, стоит ли публиковать вашу книгу или нет. Если все, что там написано, правда, и вы убеждены в том, что необходимо ее донести до читателей, то почему понадобилось столько времени, чтобы решиться? И какая «последняя капля» заставила принять окончательное положительное решение?

— Написана правда. И конечно, рано или поздно ее нужно было высказать. Вы правы: было бы лучше, если бы это случилось раньше. Теперь почувствовал, что если не сейчас, то — когда?..
Но неужели непонятно — при жизни Георгия Александровича мне, между прочим, в те годы еще и участнику «антисоветского» «Метрополя», оставался для публикации только «самиздат», вслед за которым последовал бы единственный вариант — отъезд в Израиль или еще куда подальше… Я предпочел остаться на Родине, быть безработным, изгоем, искать и находить работу и дожидаться лучших времен. Дождался.


— Вы признаетесь: то, что со мной произошло, это стыдно. Стыдно — за Товстоногова, за систему, за самого себя — вчерашнего? Вы признаетесь, что вступили в торг и согласились на предложенное условие о тарификации. Почему тогда вы заняли такую позицию? Нынешний Марк Розовский поступил бы иначе?

— Ни вчера, ни сегодня — слышите? — НИКОГДА не менял свою позицию — жить не по лжи. Мне не надо доказывать, что я не раб и не лакей, как некоторые. Вся моя биография такова. В книге я честно и подробно рассказал о «технологии отъёма» интеллектуальной собственности в советские времена, о том, какому давлению подвергся, как из меня, затолкав в безвыходный угол, выжимали «согласие» (вовсе не на тарификацию, отсутствие которой означало для меня запрет на профессию). Поймите, работать без режиссерской тарификации было не возможно и, естественно, я мечтал о ней. Но и тут меня обманули. Тарификацию, причём сразу высшей категории, мне дал много лет спустя Олег Николаевич Ефремов за постановку «Амадея», который идёт на сцене МХАТа по сей день…


— Как сказал на презентации вашей книги критик, ректор Школы-студии МХТ Анатолий Смелянский, даже если Товстоногов привнес в спектакль 5 процентов, именно они сделали его великим театральным событием. Так как же, по-вашему, кто автор того спектакля как СОБЫТИЯ?

— О, да, может быть, к СОБЫТИЮ я не имею отношения. Но к режиссуре, к режиссерскому решению как таковому, как бы и кем бы это не отрицалось раньше или сейчас, имею отношение прямое. Об этом, кстати, и говорил Смелянский. Главное в его речи, что я сказал в книге правду. Не так ли?


— Лучшее доказательство своей правоты — творческие победы. Где же они? «История лошади», поставленная вами в вашем театре, общественного резонанса не имела.

— Откуда вам известно про «общественный резонанс»?.. Ведь вы не видели спектакля в Театре «У Никитских ворот», а «мнения» имеете… Окститесь. Несомненно, спектакль БДТ — самый знаменитый. Потому что — первый. И потому, что в нем играли звезды первой величины. Но и в Риге, и в Москве, и во Вроцлаве звучали, поверьте, не менее восторженные отзывы. Да и на Бродвее, и в Стокгольме, и в Будапеште, и в Мадриде и других городах зал рукоплескал, как и в Ленинграде. Потому что — Толстой. Потому что дух и форма сплелись. Потому что во всех спектаклях «История лошади» была боль, было очищение…

При этом мне самому не пристало говорить о собственных творческих победах, пусть я останусь для вас бездарью. Хотя не скрою, мне приятно, что найдется, наверное, немало людей, в том числе в Питере (Ленинград меня многократно поддерживал и спасал, и я об этом благодарно помню всегда!), которые знают, чего я стою.


— «Смерть не индульгенция». Так можно сказать о тех, с кем нам в силу временных рамок не довелось встретиться: можно, к примеру, сегодня переосмысливать Достоевского. Но с Товстоноговым вы могли говорить в одном времени. Не было ли у вас попыток объясниться с мэтром при жизни? Почему вам понадобилось такая отсрочка? Чтобы выросло поколение зрителей, не знающих Товстоногова и не видевших его спектакли?

— Переосмысление Достоевского тут не при чем. На эту тему я предпочел бы говорить не в газетном интервью, а со сцены, своими спектаклями, или в беседах, скажем, с Бахтиным, Карякиным и даже с тем же Георгием Александровичем Товстоноговым. Что касается «попыток объясниться с мэтром при жизни», все они описаны в книге, других не было, и не по моей вине. Так что «отсрочка» оказалась длинная, но для вечности, в которой пребывает Искусство, она не важна, торопиться некуда.


— Как сегодня складываются у вас отношения с Егором Товстоноговым? (внук мэтра БДТ поставил спектакль в театре обиженного Розовского — авт.) И вообще, после этой публикации у вас появилось больше друзей или врагов?

— Егор Товстоногов сделал талантливый спектакль и, надеюсь, будет работать у нас и дальше. Его, бедного, обвинили чуть ли не в предательстве клана — это говорит об уровне моих оппонентов. Вместо того, чтобы порадоваться… Ладно, меня полили грязью, но его-то за что?!.
Все друзья были и остаются со мной, а врагов у меня попросту нет.

Материал из газеты «МК» в Питере» № 51, 2006 год

Послесловие

Егор Товстоногов будет и дальше работать в театре «У Никитских ворот» и покончит собой через 6 лет, выбросившись из окна. Его гибель станет своеобразным «подарком» к 75-летию Розовского. Об этой трагедии тот узнает в день своего юбилея.

VK
OK
Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
Email

Добавить комментарий

Еще статьи из рубрики «Резонанс»

Мой сайт использует файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нем