Летописец зла

На смерть Андрея Константинова

VK
OK
Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
Email
Андрей Константинов

13 декабря 2023 года не стало Андрея Константинова. Не думал, что это случится так рано. В последний раз виделись в конце 2022-го, он выглядел как всегда. Я тогда подарил ему книгу «Своих не бросаю!» о современных чудесах Иоанна Кронштадтского. Андрей тоже своих не бросал. И даже чужих. Его смерть открыла мне глаза на ту роль, которую он сыграл в моей жизни. В сухом остатке, пожалуй, сделал для меня больше хорошего чем кто-нибудь другой, за исключением близких. И еще Андрей — важный для меня человек — почему-то ушел в важный для меня день. 110 лет назад — 13 декабря 1913 года — не стало моей прапрабабушки Серафимы, могилу которой удалось найти не иначе как чудом в селе Нименьга в тот же самый год, когда я распрощался с АЖУРом. https://dzen.ru/a/X2DS3YsPI0Ll6XDv Интервью «Летописец зла» я взял у Андрея в 2012 году для «МК» в Питере». В этом разговоре он вспоминал о нашей журналистской молодости и о молодости той России, в которой мы сегодня живем. Я не раз брал у Андрея интервью. Он никогда не то, что не «звездил», но и даже особо не правил их. Так же относился и к прочим текстам. На заре нашей совместной деятельности в газете «Смена» он был другим, бился чуть ли не за каждую букву. А потом, когда добился в творчестве, чего хотел, и создал Агентство, расслабился. В АЖУРе работать с ним было легко.

20 лет назад вышла статья «Бандитский Петербург». В ней журналист Андрей Константинов почти открыл Америку. Первым поведал согражданам о великой криминальной революции, которая свершилась в России. С тех пор много воды утекло. Страна пережила окаянные 90-е годы. Но «Бандитский Петербург» (теперь уже толстенная книга) по-прежнему пользуется спросом у читателей. А для Андрея Константинова, который сейчас возглавляет издательский холдинг «Агентство журналистских расследований», это название стало своеобразным «брендом».

Конец «справедливых бандитов»

— Андрей, для тебя «Бандитский Петербург» — отправная точка?

— Нет. На тот момент, когда вышла эта статья, «Агентство расследований «Смены», которое мы организовали, работало уже почти год, и мы под рубрикой «АРС» сделали много интересных резонансных работ. Например, «Февральский пепел» (о криминальной роли Шутова — советника Собчака) и «Золотую пулю» (расследование обстоятельств покушения на Невзорова). Можно даже сказать, «АРС» к тому моменту начал выдыхаться. И «Бандитский Петербург» в каком-то смысле на некоторое время продлил эту рубрику. Ведь о бандитских раскладах можно было писать 20 лет, что и произошло. Статья тогда наделала шороху. Собчак стучал по трибуне в Мариинском дворце: «Как же так! О них все известно. Почему не принимаются меры!» Предлагал на коллегии ФСК (так в то время ФСБ называлось): раз лидеры известны, а правовых оснований их задерживать нет, значит, надо у них в квартирах отключать электричество, воду… Многие тогда сильно удивились, что юрист говорит подобные вещи.

Но одновременно со стороны власти посыпались упреки в мой адрес, что я очерняю город, порочу его перед иностранцами, и они к нам теперь не поедут. Сами же иностранцы — причем не журналисты, а бизнесмены — после этих моих статей (а всего под заголовком «Бандитский Петербург» я их выпустил 13) стали приглашать меня на свои семинары и, наоборот, благодарили. Говорили, что я улучшаю инвестиционный климат, объясняя, по каким правилам теперь надо играть в России. Да и россиянам никто ведь не объявил, что в стране произошла великая криминальная революция. Они пытались хоть какую-то информацию получить про бритых страшных людей, которые ездили по городу на «девятках». Моим критикам как-то не приходило в голову, что язвы можно вскрывать не с целью размазать гной по столу, а чтобы выздоровел больной организм.

 

— Где ты брал информацию для статей?

У меня было много источников в правоохранительной системе – милицейской, прокурорской, чекистской — с некоторыми из этих людей я учился. А связи в бандитской среде появились потому, что я когда-то занимался дзюдо. Очень много борцов, которых я знал по сборной города, сборной университета, как нормальных людей, вдруг ушли в криминал. Причем они не по своей криминальной природе туда ринулись – а просто не видели другого способа самореализоваться, заработать, выжить. И многие думали, что сумеют остаться не запятнанными кровью. Это оказалось иллюзией. Большинство так называемых справедливых бандитов первыми и погибли.

Стоял в очереди к киллеру

— А тебе самому легко было не перейти грань во взаимоотношениях с криминалом?

— Я не делал подлостей, не занимался доносами. Я делал свою работу. И герои моих статей относились ко мне не как к своему, но как к человеку, которого они знают и который обладает определенными принципами. Возможно, поэтому Костя Могила и Кумарин, воевавшие между собой, когда собрались официально мириться, пригласили меня, чтобы я это засвидетельствовал. Хотя с тем же Кумом у меня было не все гладко, и Кирпич мне конкретно угрожал, а Шутов просто не успел убить нас с нынешним редактором «Фонтанки» Сашей Горшковым — мы уже стояли в очереди на ликвидацию, за нами его люди внаглую ездили. Но, на наше счастье, в этот момент Шутова посадили. А потом он же свой первый рукописный вариант книги «Собчачье сердце» мне передал… Большинство из тех, с кем у меня возникали конфликты, были по жизни конфликтными людьми. Они не только со мной, а со всеми конфликтовали и в итоге находили свой нож или пулю.

Роспуск криминальных армий

— По-твоему, страна освободилась от 90-х годов?

— Да, полностью. Все изменилось кардинально. Тогда был период гангстерских войн, перераспределения власти и капитала. Бандитам было можно все. Они имели политический вес, оказывали серьезное влияние на экономику, на культуру… А потом этот костер начал прогорать. Здесь нет заслуги правоохранительных органов. Просто лидеры насосались денег, захотели респектабельности. Сначала у них получалось, вплоть до того, что они становились депутатами в Госдуме. Но потом повылетали оттуда. Кто-то осел в бизнесе, предпочитая не вспоминать о прошлом. Но большинство все-таки попали в тюрьму или на тот свет. Часто можно слышать: авторитеты, севшие в 90-е, скоро освободятся, и тогда такое начнется… Это полный бред. Во-первых, в тюрьмах их нет — они в те времена не садились надолго. Садились убийцы, а те никогда не были в авторитете. Во-вторых, сейчас другая экономическая ситуация. В-третьих, сильно изменился сам криминальный мир. Пальма первенства в крышевании перешла к людям в погонах.

 

— Полиция изменилась так же кардинально, как криминальный мир?

— Это странный процесс – две реки, встречаясь, начинают менять друг друга. Бандиты долгое время разлагали милицию, при этом сами старались уйти в респектабельность. На рубеже нулевых годов состоялась великая бандитская демобилизация — распускались целые бандитские армии. Держать такие группировки стало бессмысленно. Лидеры говорили своим людям: идите учиться, теперь нужны юристы, экономисты, а не бойцы. Часть бандитов люмпенизировалась – ушла в уличную преступность. Их перебили, пересажали, или они сторчались на наркотиках. Остальные выучились. Знаю одного, который закончил юрфак и в прокуратуре дорос до неплохих погон. А в милиции, к сожалению, шел обратный процесс. И мы видим, к чему это в итоге привело.

Страшное название

— Объясни, как серия журналистских статей «Бандитский Петербург» превратилась в телесериал. Как такое вообще возможно?

Да, тут существует путаница. Серию статей «Бандитский Петербург» прочитал известный режиссер Огородников и попросил меня написать сценарий художественного фильма по их мотивам. Ну или хотя бы синопсис на восемь машинописных страниц. И тут же выложил передо мной 2,5 тысячи долларов. Я обалдел – 2,5 тысячи за несколько листочков! Выполнил работу. Огородникову понравилось, но он попросил добавить в первую главу диалогов. Я так увлекся этими диалогами, что начал писать роман «Адвокат». Огородников в итоге денег на съемки фильма не нашел, но благодаря ему я стал писать художественные книги. И позже другой режиссер Владимир Владимирович Бортко захотел снять сериал уже по ним. Впрочем, он тоже деньги не мог найти. Но вот ведь судьба! Я случайно встретил бывшего начальника Уголовного розыска Егоршина, который тогда уже работал вице-президентом одного банка. Он, узнав о наших с Бортко проблемах, говорит: «Президент моего банка – поклонник твоего творчества. Дай-ка я его насчет денег спрошу». И вскоре этот банкир профинансировал сериал. Такое вот стечение обстоятельств. Бортко долго не знал, как сериал назвать. А потом ему попался на глаза мой документальный «Бандитский Петербург», и ему понравилось это название. С тех пор и пошла путаница. Многие думают, что «Бандитский Петербург» — это роман, по которому поставлен сериал. Но такого романа нет. А есть документальная книга, которую мы все время, вот уже 20 лет, дополняем и переиздаем: добавляем новые сюжеты, отслеживаем судьбы героев – кто в каких тюрьмах помирает. И все эти 20 лет книга успешно продается. Общий тираж – уже под 2 миллиона. Для документалки – очень круто. Сейчас в Доме книги можно купить трехтомник. 19 ноября вышел обновленный толстенный томина. А все выросло из той косточки — статьи, которая появилась 20 лет назад. И, кстати, ты имел к ней непосредственное отношение. Помнишь, она же через тебя шла? Ты был тогда замредактора «Смены» и предложил название «Бандитский Петербург». У меня ведь изначально было «Петербург бандитский».

 

Да, помню, мы спорили насчет названия… Но, по-моему, ты ошибаешься. Это вроде бы я «Петербург бандитский» предлагал…

Нет. У меня в тех листках, которые я тебе дал, именно это название было написано. Ты еще спросил: «Почему так?» А я тебе объяснил: это аналогия с «Москвой кабацкой». И второй момент: мой заголовок содержал противопоставление Москве: Петербург — бандитский, потому что Москва – воровская. Питер ведь уникальный город, воры у нас не играли решающих ролей. Питерские — они особенные — здесь даже преступность не такая, как везде. Но ты сказал тогда, что «Бандитский Петербург» лучше звучит, и я согласился…

 

— Тебя ругали потом за это название. Говорили, что это ты прилепил городу кличку «Криминальная столица».

Просто фильм «Бандитский Петербург» вышел в тот момент, когда началась кампания против губернатора Яковлева. Одно из обвинений заключалось в том, что он превратил Петербург из культурной столицы в криминальную. Хотя на самом деле это все при Собчаке разворачивалось. И толчок к развитию криминальных структур дали Игры доброй воли. Их называли еще «Игры доброго Толи», потому что под них был разрешен ввоз безакцизного алкоголя, компьютеров и так далее. Многие тогда на «безакцизке» поднялись. И в частности тамбовские — они на испанском вине подпрыгнули, и дальше, сколотив капиталы, пошли на топливный рынок.

Дай Бог вам жить в эпоху перемен!

— Ностальгируешь по 90-м годам?

Если только немного по собственной молодости. Мы бегали тогда в драных джинсах, у нас подчас даже не было диктофонов, не говоря уже о машинах. Но вообще-то если ты 20 лет занимаешься тем, чем раньше, то никакой ностальгии нет. Меня все устраивает в плане самореализации. Все эти 20 лет работа продолжалась — мы строили Агентство журналистских расследований.

 

— АЖУР все еще специализируется на расследованиях, или эта линия затухает?

Не то чтобы затухает, но ее удельный вес, востребованность в обществе закономерно снижаются. А тогда, в 90-е, как плотину открыли. Затопило все. Потом вода стала сходить…

 

— Кем ты себя больше ощущаешь – журналистом или писателем?

Никогда не ощущал себя писателем. Всегда был журналистом. Всегда говорю, что я не писатель, я автор нескольких художественных текстов. Это для меня хобби. Все художественные книжки написал в свободное время от журналистской работы.

 

— Кто умнее – журналисты или писатели?

Это как спросить, кто умнее — прокурорский следователь или полицейский опер. Профессии немножко разные. Есть глупые журналисты. А с писателями вообще сейчас беда.

 

— Имеешь в виду издательский кризис?

Нет, другое. Прорывных вещей почти нет. Те, кто себя считают большими писателями, преувеличивают собственную значимость. Премий литературных много, а почитать бывает и нечего. Точно так же как в кино. Много фестивалей, все режиссеры увешаны наградами, а сходить не на что.

 

— Журналистика, по-твоему, тоже деградировала?

Сильно изменилась не в лучшую сторону. Мы начинали в «Смене», которая в 1992 году была газетой звезд. В какой кабинет ни зайди — сидит звезда и звездит. Нам сильно задерживали зарплату, мы были голодные, нищие. Но работали не за деньги, а за идею. Мне кажется, сейчас молодые журналисты менее романтичны и более меркантильны, чем мы тогда. Хотя все равно есть много хороших ребят. Быть может, все дело в том, что перед нами тогда была целина, а теперь все уже освоено. Нам повезло жить и выжить в интересное время. Мы были Колумбами и называли реки своими именами. У нас была миссия – мы верили, что меняем и спасаем мир.

Владлен Чертинов

Статья из газеты «МК «в Питере» от 21 ноября 2012 года

Анонс

Твой дом — тюрьма-2
Как я по заданию редакции на зоне сидел
рекомендую
VK
OK
Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
Email

Добавить комментарий

Летописец зла

На смерть Андрея Константинова

Андрей Константинов

13 декабря 2023 года не стало Андрея Константинова. Не думал, что это случится так рано. В последний раз виделись в конце 2022-го, он выглядел как всегда. Я тогда подарил ему книгу «Своих не бросаю!» о современных чудесах Иоанна Кронштадтского. Андрей тоже своих не бросал. И даже чужих. Его смерть открыла мне глаза на ту роль, которую он сыграл в моей жизни. В сухом остатке, пожалуй, сделал для меня больше хорошего чем кто-нибудь другой, за исключением близких. И еще Андрей — важный для меня человек — почему-то ушел в важный для меня день. 110 лет назад — 13 декабря 1913 года — не стало моей прапрабабушки Серафимы, могилу которой удалось найти не иначе как чудом в селе Нименьга в тот же самый год, когда я распрощался с АЖУРом. https://dzen.ru/a/X2DS3YsPI0Ll6XDv Интервью «Летописец зла» я взял у Андрея в 2012 году для «МК» в Питере». В этом разговоре он вспоминал о нашей журналистской молодости и о молодости той России, в которой мы сегодня живем. Я не раз брал у Андрея интервью. Он никогда не то, что не «звездил», но и даже особо не правил их. Так же относился и к прочим текстам. На заре нашей совместной деятельности в газете «Смена» он был другим, бился чуть ли не за каждую букву. А потом, когда добился в творчестве, чего хотел, и создал Агентство, расслабился. В АЖУРе работать с ним было легко.

20 лет назад вышла статья «Бандитский Петербург». В ней журналист Андрей Константинов почти открыл Америку. Первым поведал согражданам о великой криминальной революции, которая свершилась в России. С тех пор много воды утекло. Страна пережила окаянные 90-е годы. Но «Бандитский Петербург» (теперь уже толстенная книга) по-прежнему пользуется спросом у читателей. А для Андрея Константинова, который сейчас возглавляет издательский холдинг «Агентство журналистских расследований», это название стало своеобразным «брендом».

Конец «справедливых бандитов»

— Андрей, для тебя «Бандитский Петербург» — отправная точка?

— Нет. На тот момент, когда вышла эта статья, «Агентство расследований «Смены», которое мы организовали, работало уже почти год, и мы под рубрикой «АРС» сделали много интересных резонансных работ. Например, «Февральский пепел» (о криминальной роли Шутова — советника Собчака) и «Золотую пулю» (расследование обстоятельств покушения на Невзорова). Можно даже сказать, «АРС» к тому моменту начал выдыхаться. И «Бандитский Петербург» в каком-то смысле на некоторое время продлил эту рубрику. Ведь о бандитских раскладах можно было писать 20 лет, что и произошло. Статья тогда наделала шороху. Собчак стучал по трибуне в Мариинском дворце: «Как же так! О них все известно. Почему не принимаются меры!» Предлагал на коллегии ФСК (так в то время ФСБ называлось): раз лидеры известны, а правовых оснований их задерживать нет, значит, надо у них в квартирах отключать электричество, воду… Многие тогда сильно удивились, что юрист говорит подобные вещи.

Но одновременно со стороны власти посыпались упреки в мой адрес, что я очерняю город, порочу его перед иностранцами, и они к нам теперь не поедут. Сами же иностранцы — причем не журналисты, а бизнесмены — после этих моих статей (а всего под заголовком «Бандитский Петербург» я их выпустил 13) стали приглашать меня на свои семинары и, наоборот, благодарили. Говорили, что я улучшаю инвестиционный климат, объясняя, по каким правилам теперь надо играть в России. Да и россиянам никто ведь не объявил, что в стране произошла великая криминальная революция. Они пытались хоть какую-то информацию получить про бритых страшных людей, которые ездили по городу на «девятках». Моим критикам как-то не приходило в голову, что язвы можно вскрывать не с целью размазать гной по столу, а чтобы выздоровел больной организм.

 

— Где ты брал информацию для статей?

У меня было много источников в правоохранительной системе – милицейской, прокурорской, чекистской — с некоторыми из этих людей я учился. А связи в бандитской среде появились потому, что я когда-то занимался дзюдо. Очень много борцов, которых я знал по сборной города, сборной университета, как нормальных людей, вдруг ушли в криминал. Причем они не по своей криминальной природе туда ринулись – а просто не видели другого способа самореализоваться, заработать, выжить. И многие думали, что сумеют остаться не запятнанными кровью. Это оказалось иллюзией. Большинство так называемых справедливых бандитов первыми и погибли.

Стоял в очереди к киллеру

— А тебе самому легко было не перейти грань во взаимоотношениях с криминалом?

— Я не делал подлостей, не занимался доносами. Я делал свою работу. И герои моих статей относились ко мне не как к своему, но как к человеку, которого они знают и который обладает определенными принципами. Возможно, поэтому Костя Могила и Кумарин, воевавшие между собой, когда собрались официально мириться, пригласили меня, чтобы я это засвидетельствовал. Хотя с тем же Кумом у меня было не все гладко, и Кирпич мне конкретно угрожал, а Шутов просто не успел убить нас с нынешним редактором «Фонтанки» Сашей Горшковым — мы уже стояли в очереди на ликвидацию, за нами его люди внаглую ездили. Но, на наше счастье, в этот момент Шутова посадили. А потом он же свой первый рукописный вариант книги «Собчачье сердце» мне передал… Большинство из тех, с кем у меня возникали конфликты, были по жизни конфликтными людьми. Они не только со мной, а со всеми конфликтовали и в итоге находили свой нож или пулю.

Роспуск криминальных армий

— По-твоему, страна освободилась от 90-х годов?

— Да, полностью. Все изменилось кардинально. Тогда был период гангстерских войн, перераспределения власти и капитала. Бандитам было можно все. Они имели политический вес, оказывали серьезное влияние на экономику, на культуру… А потом этот костер начал прогорать. Здесь нет заслуги правоохранительных органов. Просто лидеры насосались денег, захотели респектабельности. Сначала у них получалось, вплоть до того, что они становились депутатами в Госдуме. Но потом повылетали оттуда. Кто-то осел в бизнесе, предпочитая не вспоминать о прошлом. Но большинство все-таки попали в тюрьму или на тот свет. Часто можно слышать: авторитеты, севшие в 90-е, скоро освободятся, и тогда такое начнется… Это полный бред. Во-первых, в тюрьмах их нет — они в те времена не садились надолго. Садились убийцы, а те никогда не были в авторитете. Во-вторых, сейчас другая экономическая ситуация. В-третьих, сильно изменился сам криминальный мир. Пальма первенства в крышевании перешла к людям в погонах.

 

— Полиция изменилась так же кардинально, как криминальный мир?

— Это странный процесс – две реки, встречаясь, начинают менять друг друга. Бандиты долгое время разлагали милицию, при этом сами старались уйти в респектабельность. На рубеже нулевых годов состоялась великая бандитская демобилизация — распускались целые бандитские армии. Держать такие группировки стало бессмысленно. Лидеры говорили своим людям: идите учиться, теперь нужны юристы, экономисты, а не бойцы. Часть бандитов люмпенизировалась – ушла в уличную преступность. Их перебили, пересажали, или они сторчались на наркотиках. Остальные выучились. Знаю одного, который закончил юрфак и в прокуратуре дорос до неплохих погон. А в милиции, к сожалению, шел обратный процесс. И мы видим, к чему это в итоге привело.

Страшное название

— Объясни, как серия журналистских статей «Бандитский Петербург» превратилась в телесериал. Как такое вообще возможно?

Да, тут существует путаница. Серию статей «Бандитский Петербург» прочитал известный режиссер Огородников и попросил меня написать сценарий художественного фильма по их мотивам. Ну или хотя бы синопсис на восемь машинописных страниц. И тут же выложил передо мной 2,5 тысячи долларов. Я обалдел – 2,5 тысячи за несколько листочков! Выполнил работу. Огородникову понравилось, но он попросил добавить в первую главу диалогов. Я так увлекся этими диалогами, что начал писать роман «Адвокат». Огородников в итоге денег на съемки фильма не нашел, но благодаря ему я стал писать художественные книги. И позже другой режиссер Владимир Владимирович Бортко захотел снять сериал уже по ним. Впрочем, он тоже деньги не мог найти. Но вот ведь судьба! Я случайно встретил бывшего начальника Уголовного розыска Егоршина, который тогда уже работал вице-президентом одного банка. Он, узнав о наших с Бортко проблемах, говорит: «Президент моего банка – поклонник твоего творчества. Дай-ка я его насчет денег спрошу». И вскоре этот банкир профинансировал сериал. Такое вот стечение обстоятельств. Бортко долго не знал, как сериал назвать. А потом ему попался на глаза мой документальный «Бандитский Петербург», и ему понравилось это название. С тех пор и пошла путаница. Многие думают, что «Бандитский Петербург» — это роман, по которому поставлен сериал. Но такого романа нет. А есть документальная книга, которую мы все время, вот уже 20 лет, дополняем и переиздаем: добавляем новые сюжеты, отслеживаем судьбы героев – кто в каких тюрьмах помирает. И все эти 20 лет книга успешно продается. Общий тираж – уже под 2 миллиона. Для документалки – очень круто. Сейчас в Доме книги можно купить трехтомник. 19 ноября вышел обновленный толстенный томина. А все выросло из той косточки — статьи, которая появилась 20 лет назад. И, кстати, ты имел к ней непосредственное отношение. Помнишь, она же через тебя шла? Ты был тогда замредактора «Смены» и предложил название «Бандитский Петербург». У меня ведь изначально было «Петербург бандитский».

 

Да, помню, мы спорили насчет названия… Но, по-моему, ты ошибаешься. Это вроде бы я «Петербург бандитский» предлагал…

Нет. У меня в тех листках, которые я тебе дал, именно это название было написано. Ты еще спросил: «Почему так?» А я тебе объяснил: это аналогия с «Москвой кабацкой». И второй момент: мой заголовок содержал противопоставление Москве: Петербург — бандитский, потому что Москва – воровская. Питер ведь уникальный город, воры у нас не играли решающих ролей. Питерские — они особенные — здесь даже преступность не такая, как везде. Но ты сказал тогда, что «Бандитский Петербург» лучше звучит, и я согласился…

 

— Тебя ругали потом за это название. Говорили, что это ты прилепил городу кличку «Криминальная столица».

Просто фильм «Бандитский Петербург» вышел в тот момент, когда началась кампания против губернатора Яковлева. Одно из обвинений заключалось в том, что он превратил Петербург из культурной столицы в криминальную. Хотя на самом деле это все при Собчаке разворачивалось. И толчок к развитию криминальных структур дали Игры доброй воли. Их называли еще «Игры доброго Толи», потому что под них был разрешен ввоз безакцизного алкоголя, компьютеров и так далее. Многие тогда на «безакцизке» поднялись. И в частности тамбовские — они на испанском вине подпрыгнули, и дальше, сколотив капиталы, пошли на топливный рынок.

Дай Бог вам жить в эпоху перемен!

— Ностальгируешь по 90-м годам?

Если только немного по собственной молодости. Мы бегали тогда в драных джинсах, у нас подчас даже не было диктофонов, не говоря уже о машинах. Но вообще-то если ты 20 лет занимаешься тем, чем раньше, то никакой ностальгии нет. Меня все устраивает в плане самореализации. Все эти 20 лет работа продолжалась — мы строили Агентство журналистских расследований.

 

— АЖУР все еще специализируется на расследованиях, или эта линия затухает?

Не то чтобы затухает, но ее удельный вес, востребованность в обществе закономерно снижаются. А тогда, в 90-е, как плотину открыли. Затопило все. Потом вода стала сходить…

 

— Кем ты себя больше ощущаешь – журналистом или писателем?

Никогда не ощущал себя писателем. Всегда был журналистом. Всегда говорю, что я не писатель, я автор нескольких художественных текстов. Это для меня хобби. Все художественные книжки написал в свободное время от журналистской работы.

 

— Кто умнее – журналисты или писатели?

Это как спросить, кто умнее — прокурорский следователь или полицейский опер. Профессии немножко разные. Есть глупые журналисты. А с писателями вообще сейчас беда.

 

— Имеешь в виду издательский кризис?

Нет, другое. Прорывных вещей почти нет. Те, кто себя считают большими писателями, преувеличивают собственную значимость. Премий литературных много, а почитать бывает и нечего. Точно так же как в кино. Много фестивалей, все режиссеры увешаны наградами, а сходить не на что.

 

— Журналистика, по-твоему, тоже деградировала?

Сильно изменилась не в лучшую сторону. Мы начинали в «Смене», которая в 1992 году была газетой звезд. В какой кабинет ни зайди — сидит звезда и звездит. Нам сильно задерживали зарплату, мы были голодные, нищие. Но работали не за деньги, а за идею. Мне кажется, сейчас молодые журналисты менее романтичны и более меркантильны, чем мы тогда. Хотя все равно есть много хороших ребят. Быть может, все дело в том, что перед нами тогда была целина, а теперь все уже освоено. Нам повезло жить и выжить в интересное время. Мы были Колумбами и называли реки своими именами. У нас была миссия – мы верили, что меняем и спасаем мир.

Владлен Чертинов

Статья из газеты «МК «в Питере» от 21 ноября 2012 года
Твой дом — тюрьма-2
Как я по заданию редакции на зоне сидел
рекомендую
Поделиться

Добавить комментарий

ТОП
Новое в моем блоге
Мои книги
Previous slide
Next slide

Мой сайт использует файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нем