Как в Питере сажали президентов

Откровения последнего генерального директора аэропорта Пулково Бориса Демченко

VK
OK
Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
Email
Борис Демченко "Пулково"й
Директор аэропорта Пулково Борис Демченко при жизни не раз давал интервью. Только все они были протокольные, неинтересные. Единственное нормальное и в чем-то даже сенсационное он дал мне. Так уже вышло. Мы тогда помогали аэропорту, где Демченко уже не работал, выпускать корпоративную газету. Ну и дали мне там контакт Демченко. А он, надо заметить, ушел из Пулково с обидой — при Валентине Матвиенко огромное авиапредприятие раздербанили на несколько частей. Демченко этому сопротивлялся, и его выдавили. Но в 2012 году аэропорту исполнялось 80 лет и меня попросили встретиться с ним, чтобы он сказал несколько теплых слов коллективу по этому случаю. Так и приехал к нему на дачу. Ну и как-то разговорились… Я когда-то был его подчиненным — работал в молодости авиатехником в Пулково, а Демченко руководил Авиационно-технической базой. Я его не любил. Мне казалось, он грубо общается с трудовым коллективом. Помню, на какой-то встрече с молодыми специалистами Демченко обрывал и отбривал тех из нас, кто брал слово и пытался говорить о каких-то проблемах… Но спустя много лет, снова увидев его уже пенсионером, и разговорившись, я изменил мнение о Борисе Григорьевиче. Он был человеком резким, но прямым и открытым. Я сам примерно такой, мы прониклись друг к другу, и он много чего мне рассказал. Особенно, запомнилась его встреча с Ельциным. Очень красноречивый эпизод. Ну и про то, как он построил трехэтажный дом на деньги, вырученные от продажи импортных телевизора и видеомагниофона. Во времена были! И еще запомнилось разочарование Демченко от своего, можно так сказать, жизненного финала. Человек-махина, до 2004 года руководивший крупнейшим авиакластером в России, с горечью показывал мне палочкой (ходил он уже с трудом) на свои два дома: «Вот и все, что у меня есть!». Понятное дело, многие люди в России назвали бы и это хоромами, но по сравнению с олигархами, в число которых Демченко так и не успел войти, его владения, действительно, были «нищебродскими». Помню, возвращаясь от него, думал о том, что журналистская профессия похожа на машину времени — иногда дарит удивительные встречи с прошлым. Судьба через много лет снова свела меня с бывшим грозным начальником, который, казалось, достиг больших высот в жизни, но в конце ее превратился в больного обиженного пенсионера. А вскоре после нашей встречи Бориса Григорьевича не стало. Так что мое интервью с ним оказалось последним, а если оценивать его содержательную часть, то по сути и единственным.
24 июня исполняется 80 лет аэропорту Пулково. Полвека проработал в нем Борис Демченко. Причем 17 лет он это авиапредприятие возглавлял. При Демченко Пулково было не то, что теперь: в его структуру входили и аэропорт, и авиакомпания со своими самолетами, и еще много служб. И даже авиагородок с 20 тысячами жителей тоже был на балансе Пулково. Борис Демченко руководил всем этим огромным авиационным хозяйством в самое трудное и переломное время — с 1987 по 2004 год. Он уверенно провел Пулково через лихие 90-е, построил в аэропорту новый современный грузовой терминал. И не давал большую сильную компанию делить и дробить. Демченко обеспечил бесперебойную работу аэропорта во время празднования 300-летия Петербурга, встретив и отправив 60 лидеров разных стран. Получил за это орден и вскоре ушел. Ему исполнилось 70 лет, и по закону о госпредприятиях продлить срок его полномочий мог только президент своим указом. И тот давал согласие, но Демченко сказал сам себе: «Хватит!» Он стал последним генеральным директором Пулково. После него на этой должности сменились 6 директоров, но все они были с приставкой «и. о.», а потом авиапредприятие и вовсе раздробилось на части.

…Прямо над дачей Демченко сегодня заходят на разворот самолеты, гул которых напоминает Борису Григорьевичу о деле всей жизни. Накануне юбилея аэропорта он рассказал несколько малоизвестных историй из отдаленного и недавнего прошлого Пулково, да и всей страны.

Исчезновение Де Голля

Шарль Де Голль в СССР
Шарль Де Голль в СССР
— В 1966 году совершал поездку по СССР президент Франции Шарль де Голль. Он вылетел в Ленинград из Новосибирска — по телевизору показали, как с ним в самолет садится председатель Верховного Совета СССР Подгорный. Но в расчетное время борт к нам так и не прибыл. Самолет сопровождения сел, а Де Голля с Подгорным все нет. Пропал! Все шепчутся. Волнуются. Никто ничего не понимает. Самолет появился только спустя 1,5 часа. Но по трапу вместе с Де Голлем спустился не Подгорный, а председатель Совета министров Косыгин. Как можно было в воздухе поменять одного на другого? Потом выяснилось, что, вылетев из Новосибирска, самолет тайно сел на Байконуре. Де Голлю там показали запуск баллистической ракеты, и он полетел дальше уже без Подгорного, но с Косыгиным. Никаких официальных сообщений об этой части визита не было.

Никсон в апельсинах

Визит Ричарда Никсона в СССР
Визит Ричарда Никсона в СССР
Никсон в апельсинах- В 1972 году в Ленинград прилетал Никсон. Это был первый в истории визит в наш город президента США. На меня, в то время заместителя главного инженера Авиационно-технической базы, возложили ответственность за организацию его встречи на перроне аэропорта. Полмесяца строили разные потемкинские деревни. На летном поле была рассредоточена, наверное, целая дивизия. В кустах и деревьях разместили зенитки и пулеметы, а от полевых кухонь весь аэродром был в дыму. По периметру всей территории, вдоль полосы и рулежных дорожек, выстроились цепи солдат с винтовками. А вокруг стоянки, на которую должен был зарулить самолет Никсона, они стояли еще плотнее — локоть к локтю. Едва Никсон сошел по трапу, его сразу окружили живым щитом. В Ленинградском аэропорту все прошло безукоризненно. Никсон по возвращении даже заявил в шутку на брифинге: «Наши спецслужбы должны поехать в Ленинград и поучиться там, как охранять американского президента». Нас даже хотели представить к орденам. Но передумали. Потому что в Киеве, куда Никсон летал после нас, случился казус. У его самолета не запустился двигатель. Никсона попросили перейти на другой борт. А поскольку весь провиант был в одном экземпляре, контейнеры с продуктами начали срочно перетаскивать. Один из них раскрылся, и из него по всей стоянке раскатились апельсины. Их бросились собирать и хотели уже нести Никсону, но потом сообразили, что как-то неудобно предлагать президенту США апельсины, валявшиеся на асфальте.

Двуликий Ельцин

— В первый раз я встретился с Ельциным весной 1990 года. Он, будучи еще председателем Верховного Совета России, возвращался из Испании. Его самолет там совершил жесткую посадку, сообщалось, что Ельцин получил травму позвоночника. Я на всякий случай подал к трапу санитарный «Рафик» с носилками, но Ельцин его проигнорировал — сел с пассажирами в общий автобус. Встречаю его. Предлагаю выпить по чашке кофе. А в зале прилета уже народу: корреспонденты, демократы, Белла Куркова… Поднимаемся к депутатскому залу. Ельцин увидел вывеску: «Зал для депутатов Верховного Совета СССР и союзных республик». И строго спрашивает при всех: «Куда ты меня привел?» Не знаю, чем уж так вывеска ему не понравилась, но только он демонстративно в зал не зашел. Велел сразу вести его к машине…

В ту пору Ельцин еще создавал себе имидж борца с привилегиями, поэтому и устраивал такие спектакли. Но уже меньше чем через год в Пулково пожаловал совсем другой Ельцин. Зимой 91-го он отправился в Таллин поддержать эстонских националистов в пику руководству СССР. А когда собирался возвращаться в Москву, ему передали, что в Таллинском аэропорту готовится теракт. Тогда Ельцин развернул свой кортеж и поехал со свитой на машинах до Ленинграда.

— В 4 утра раздается звонок: «Ельцин едет в „Пулково“, откуда должен вылететь на Москву». Я — в машину и в аэропорт. Приезжаю, а все холодильники в ресторанах закрыты. Кроме одного, в котором только докторская колбаса. И тут как раз подъезжают три «Волги». Обращаюсь к Ельцину: «В этот-то раз кофейку попьете?» Он: «А у тебя что, кроме кофе, ничего нет?» Снова идем в депутатский зал. Он уже не возмущается и никаких вопросов насчет вывески не задает. Садимся за стол. Мы с Ельциным с краю друг против друга. Все остальные — подальше, три ближайших к нам стула никто не занимает — наверное, был у них такой особенный этикет. Коржаков порубал колбасу на толстые кривые шматки. Я достаю бутылку коньяка и высокие 250-граммовые фужеры с белой серебряной каемочкой. Наливаю Ельцину треть фужера. Молчит. Наливаю пол-фужера. Молчит. И тогда я лью ему и себе уже под самую каемочку. В этот момент он вдруг меня спрашивает: «Как у тебя моральный климат в коллективе?» Отвечаю: «Борис Николаевич, за вас здесь все пойдут в бой. И моральный климат у нас отличный: никаких забастовок, никаких высказываний». Он мне: «Молодец. Ты хороший мужик!» Берет фужер. И мы с ним по 250 грамм коньяка за один раз выпиваем. Он снова спрашивает: «А у тебя что, больше нет?» А чего нет — пойди догадайся. Мне на всякий случай подают еще бутылку, а официанты заносят, наконец, два больших блюда, на них чего только нет — семга, осетрина, икра красная, икра черная: это начальник нашего отделения милиции, Герой Советского Союза Михаил Исаков, фомкой сумел-таки открыть холодильники в ресторане. Ельцин наложил себе всего: «О, да ты хорошо живешь». Я ему: «Борис Николаевич. Под вашим руководством все это дело делается». Мы с ним по второму фужеру коньяка выпили. Он снова меня спрашивает: «Как у тебя моральный климат?» И так несколько раз. Мы часа два сидели в то утро, но он снова и снова задавал мне только один этот вопрос про моральный климат. Кстати, все остальные коньяк не пили — только чай. В 7.05 открывается дверь и заходит Собчак. Ельцин, как мне показалось, с неудовольствием посмотрел на него — дескать, помешал завтракать. К тому же Собчак, как известно, не пил.

Ради того, чтобы Ельцина с помощниками отправить в Москву, пришлось объясняться с пассажирами, пересаживать их из первого салона самолета во второй. Снимать с рейса никого не понадобилось. К счастью, на борту среди пассажиров оказались члены двух пулковских экипажей, направлявшихся на стажировку в Москву. Их-то с самолета и ссадили.

Бегство Собчака

В 1997 году бывший мэр Собчак скоропостижно, чуть ли не с операционного стола улетел за границу, спасаясь от ареста. До сих пор нет полной ясности, как ему это удалось. Борис Демченко приоткрыл тайну.

— Пулково к этому имеет опосредованное отношение. В городе есть такая 122-я медсанчасть, которая раньше обслуживала космонавтов и атомщиков. У меня был заключен с ее руководителем Накатисом и согласован с таможней, ФСБ и пограничниками договор на случай разных экстренных вылетов. На спецстоянке стоял маленький самолет, а у нас был записан номер одного единственного медицинского микроавтобуса, который имел право срочно, не проходя пограничный или таможенный контроль, доставлять из 122-й санчасти больного к этому самолету. Собчаком тогда приехала заниматься следственная бригада из Москвы. А он с инфарктом слег в ВМА (позднее начальник ВМА Шевченко — будущий министр здравоохранения, когда я его спросил, был ли на самом деле у Собчака инфаркт, ответил: «На этот вопрос нет простого ответа, так как он не прошел полного обследования»). В то утро, когда следователи уже хотели забирать Собчака из палаты, его секретно доставили в 122-ю медсанчасть, посадили в ту самую, единственную на весь город машину, имевшую право свободного въезда на летное поле и под видом экстренного больного вывезли в Финляндию. Ну а поскольку и ФСБ, и таможня, и пограничники, которые в свое время согласовали проезд этой машины, оказались невольно в деле замешаны, вопрос о наказании виновных особо и не поднимался.

Дача по цене телевизора

— В 90-е годы в Пулково работы почти не стало. Уменя тогда самая главная проблема была — где найти деньги на зарплату сотрудникам. Нас кормил рейс Петербург — Нью-Йорк. Дважды в неделю туда и обратно самолет был забит. Люди летали в Америку за аппаратурой — накупали себе видики и телевизоры. Тогда у нас эта техника была на вес золота! Благодаря ей я себе дачу построил. В Ирландии купил маленький телевизор «Фунай». Помню, раскрыл дома коробку, любуюсь — он красивый такой. Жаль было с ним расставаться. Но, поскольку денег особо не было, пришлось продать этот «Фунай» дальнобойщикам (они в то время все богатые были) за 12 тысяч рублей. На эти деньги я купил себе 97 кубов бруса. А потом у меня появился еще видеомагнитофон, который я продал за 7 тысяч и нанял бригаду. Сейчас в это трудно поверить, но на телевизор и видик я себе построил трехэтажную дачу.

Кроме того, наши Ил-86 начали летать на внутренних линиях Китая, а также в Турции, Югославии, Анголе, Чаде, Мали. Там мы зарабатывали больше половины того, что получали в России. За два года сделали больше 20 миллионов долларов — по тем временам громадные деньги. В результате Пулково было единственным предприятием в городе, которое ни разу не задержало ни аванс, ни получку. По уровню зарплаты мы входили в тройку лучших предприятий города, и один из губернаторов, помню, мне даже выговаривал: «Ты не очень-то загоняй зарплату».

Зал отправления бандитов

Не обошла в 90-е годы Пулково и еще одна «примета времени» — бандиты.

— Не могу сказать, что на меня наезжали, — ведь в Пулково были и своя милиция, и свой КГБ. Но по мелочи кое-что отнять все же пытались. Однажды приехали на БМП (боевая машина пехоты. — Ред.) человек 20 автоматчиков. Заняли вход, весь второй этаж и завалились ко мне. Я с их старшим разговаривал час. Вроде убедил в своей правоте, и он попросил: «Борис Григорьевич, давайте я к вам приеду с тем, кто нам выдал насчет вас неправильную информацию?» Привезли этого директора (он раньше уже пару раз у меня был, пытался решить в свою пользу вопрос базирования самолетов Ил-86, ну и в итоге прислал рэкетиров). Начали выяснять отношения. В общем, отбился я. Главный рэкетир дает мне визитку: «Если кто-то еще будет наезжать, звоните мне». Потом эта публика часто на меня выходила, просили, чтобы я предоставил им для вылета депутатский зал. А мне что? Все равно в этот зал уже официально за 100-150 долларов любого пассажира пускали. А с этих я по полторы тысячи брал (им сколько скажешь, столько и заплатят), только условие ставил — чтобы после них в зале чисто было. Улетят, потом звонят, зовут на разные свои вечеринки. Приходилось как-то от встреч с такими людьми уклоняться. Так они сами ко мне приходили… Вместе с вице-губернаторами.

Авторитет Путина

Много Демченко доводилось контактировать и с Владимиром Путиным. Еще с тех времен, когда тот был первым замом у Собчака.

— Первых замов у Собчака было три. Кроме Путина, еще Кудрин и Яковлев. И уже тогда можно было определить авторитет каждого. Приходишь в приемную к Яковлеву (руководил городским хозяйством) — там один-два человека. У Кудрина (занимался финансами) — вообще никого. Заходишь к Путину (отвечал за внешние связи) — 10-15 человек, приемная забита. Толи тогда международных дел было больше чем нужно, то ли к Путину так сильно люди тянулись. Ответа на этот вопрос у меня нет до сих пор.

Владлен Чертинов

Когда Борис Демченко умер, я опубликовал в газете аэропорта Пулково другую часть нашего с ним интервью — о том, каким он был человеком.
«Трижды отказывался от работы в Москве»
Последнее интервью Бориса Демченко
рекомендую
VK
OK
Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
Email

Добавить комментарий

Мой сайт использует файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нем