Последний настоятель

Соловецкий монастырь как зеркало русской революции

Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в email
Email
Иоанникий Юсов, настоятель Соловецкого монастыря

Окно в прошлое на моих предков-священников

Иоанникий Юсов — последний дореволюционный настоятель Соловецкого монастыря — брат моего прапрадеда по материнской линии. Под влиянием и с помощью Иоанникия мой прадед и его тезка Иван Юсов стал священником.
Будучи поглощен поисками предков по отцовской, казачьей линии, я долгое время совсем не занимался материнской. Психологически это понятно. Я рано, во втором классе лишился отца, и никогда не видел родни с этой стороны. А с материнской линией все было в порядке. Тут родни было много, и о предках я свою бабушку и тетушек не расспрашивал. А сами они не говорили. Лишь однажды бабушка обмолвилась, что Юсов был настоятелем Соловков. Я, пацан, не придал этому значения. Подумал, что это не более чем семейная легенда… И вот представьте, сразу после выхода в 2014 году книги «Воскрешение Лазаря», после своеобразной уплаты долга предкам по отцовской линии, у меня вдруг сама собой начала разматываться материнская. Которая оказалась священнической, но ни я, ни большинство моих родственников, не знали. Всего один клик на фамилию Юсов выдал мне на экране компьютера последнего и едва ли не самого выдающегося дореволюционного настоятеля Соловецкого монастыря. В 2015 году я узнал, что в 1915-м (то есть ровно 100 лет назад) мой прадед в Архангельске был рукоположен в священники. Тогда же, в 2015-м я побывал на Соловках. Остановился в гостинице, на стене висело фото под стеклом — какой-то вид монастыря, очевидно сделанный в белую ночь. Особого значения я этому не придал. Но когда пришел в монастырь, узнал, что это был не просто вид — а именно вид на настоятельский дом, прямо на окна, за которыми когда-то жил Иоанникий. Это фото на стене было для меня, словно окно в прошлое. А на следующий день выяснилось, что приехал я удивительно вовремя. В монастыре шла реконструкция и незадолго до моего приезда была найдена могила Иоанникия Юсова. Так что мне было, где преклонить ноги в память о предке, оказавшемся сильным, выдающимся человеком с красивой и героической судьбой. А журнал «Ваш тайный советник» подарил возможность о нем написать.

Многим служителям церкви ничто человеческое не чуждо. Об этом поневоле задумаешься, узнав, что революции 1917 года предшествовала серия беспорядков в самых известных православных обителях — Соловецком монастыре, Оптиной и Глинской пустынях, русских монастырях на святой горе Афон. Если уж монахи, дававшие обеты послушания и терпения, устраивали бунты, то чего требовать от остальных? Настоятель Соловецкого монастыря Иоанникий Юсов оказался в центре борьбы с революционерами в рясах. Его судьба и то, что случилось на Соловках, — яркий пример столкновения духовного и мирского, божьего и дьявольского.

Исполнение желаний

Ваня Юсов родился в семье государственных (не крепостных) крестьян Архангельской губернии. Был веселым парнем, песельником. Но однажды повредил ногу и дал обет в случае исцеления уйти на Соловки — отработать там год. Подобные клятвы были обычной практикой для тех мест. Давали их обычно родители. А потом дети стекались в знаменитый монастырь «отрабатывать» исполненные желания.

Ваня оказался смышленым и способным парнем, монахи уговорили его остаться подольше. И он с разрешения родителей задержался. На всю жизнь. Ему суждено было стать одним из самых противоречивых и выдающихся настоятелей Соловецкого монастыря.

Обычно на эту должность церковных иерархов переводили откуда-нибудь, а спустя несколько лет они покидали холодную, продуваемую ветрами обитель, двигаясь дальше по карьерной лестнице, и оседали в более теплых краях. Иван Юсов, нареченный в монашестве Иоанникием, — исключение из этого правила. Пришел в монастырь пацаном и спустя 54 года закончил жизнь затворником в одном из Соловецких скитов. Был выбран монахами в настоятели и ими же свергнут. За 22 года правления он привел Соловки к наивысшей точке расцвета. Крепкий и хваткий, властный и строгий, решительный и предприимчивый северный мужик — плоть от плоти этой суровой земли.

При нем 12 озер Большого Соловецкого острова были объединены каналами в судоходную систему, по ним стали ходить паровые катера. Болота осушались и превращались в пастбища, что позволило увеличить монастырское стадо. Соловки торговали с заграницей, участвовали во всемирных выставках. Монастырское масло котировалось на рынке не хуже Вологодского, а местная селедка поставлялась к царскому столу. На выкупленном у государства Кондострове построили смолокуренный завод и устроили каменоломню — добывали гранит. При Иоанникии заработала первая в России монастырская ГЭС, и теперь обитель освещалась не свечами, а электричеством. Открылась радиотелеграфная станция для связи с Большой землей. Настоятель обосновал и пробил строительство железной дороги до Кеми (по которой сегодня на Соловки добирается большинство туристов и паломников) и выделил на это все монастырские запасы стройматериалов.
Соловки монастырь
Соловецкий монастырь
За одну навигацию в обитель порой приезжало свыше 10 тысяч богомольцев. Всех бесплатно кормили и поили — бочки с вкуснейшим местным квасом стояли прямо на пристани. Путешественники удивлялись образцовому порядку и размаху хозяйственной деятельности в монастыре. Монахи даже проходили военную подготовку. Военный министр Куропаткин выделил монастырю для защиты от возможных атак неприятеля 8 орудий и 600 ружей. А чтобы для «военной потребы» всегда были лошади, Иоанникий устроил конезавод.

Настоятель строил новые церкви и скиты. Если раньше путешественники могли отзываться о монахах и послушниках как о людях малограмотных и невежественных, то при Иоанникии ситуация изменилась. Он едва ли не силой загонял братию в местное 4‑классное училище, которое к тому же расширил до 8‑классной семинарии с правом выпуска священников и учителей. Если в 1903 году в монастыре было лишь пять монахов, обучившихся в этом училище, то в 1913‑м — уже 107 (почти половина от общего числа иноков).

Правда, случались и прискорбные эпизоды, которые могли выставить Иоанникия врагом прогресса. В 1891 году рядом с монастырем появилась Биологическая станция. Ее создал профессор Санкт-Петербургского университета Николай Вагнер для наблюдения за северной фауной.
Николай Вагнер
Николай Вагнер
А в 1899‑м настоятель Иоанникий станцию взял и прикрыл. Но причина не имеет к науке никакого отношения. У Вагнера «съехала крыша» на почве спиритизма, и он стал жить по приказам духов. А возглавивший после него станцию профессор Шимкевич был воинствующим атеистом. Ну и студенты-лаборанты приезжали на Соловки соответствующие — например, члены революционных кружков. В «чужом монастыре», да еще с очень строгим уставом жизни прогрессивная молодежь вела «антипоповскую пропаганду» среди богомольцев…

Иоанникий добился перевода станции в другое место. Но, как ни пытался остановить проникновение «революционных идей», они все равно проросли.
Паровые катера курсировали по судоходным каналам Соловецкого острова.
Паровые катера курсировали по судоходным каналам Соловецкого острова.

Революционеры в рясах

Экономические успехи монастыря имели свою обратную сторону. Многие работы в обители совершались армией трудников, приезжавших на время пожить и потрудиться на святых отцов бескорыстно или за плату. Их в иные годы насчитывалось больше тысячи человек. Но увеличивалось количество трудовых послушаний и у монахов. Это нравилось не всем: одно дело молиться или делать вид, что молишься, и другое — вкалывать. Да еще контингент после первой русской революции 1905 года стал вливаться в обитель специфический, недовольный жизнью и существующими порядками. Свинью подложил и Священный Синод, по распоряжению которого на Соловки «по обету» направили группу солдат и матросов, защитников Порт-Артура, вызволенных из японского плена. Их записывали в монахи скопом по упрощенной процедуре. Доля бывших военных среди иноков выросла до 13 процентов. Этот костяк скажет свое веское слово в грядущей соловецкой смуте. Так что не только в Петрограде в 1917 году были свои революционные матросы, но и в знаменитом монастыре.
1911 год. Кондостров. Архимандрит Иоанникий и архангельский губернатор Сосновский на гранитной глыбе, предназначенной для постамента памятнику Петру I.
1911 год. Кондостров. Архимандрит Иоанникий и архангельский губернатор Сосновский на гранитной глыбе, предназначенной для постамента памятнику Петру I.
В 1913‑м, когда архимандрит Иоанникий был на отдыхе на Кавказе, его противники отправили в Московскую Синодальную контору письмо с требованием отстранить настоятеля. Из 236 иноков подписали его 36. Причем большинство из них — 22 человека — иеромонахи. То есть те, кто уже достиг в монастырской иерархии определенного положения, вроде бы гарантировавшего послабления и привилегии. Им нести трудовую повинность, видимо, было особенно обидно. В числе «подписчиков» (так смутьянов прозвали в монастыре) оказалась треть от всех соловецких иеромонахов, а вот рядовых монахов — только 6 (из 130!). То есть взбунтовалась «белая кость» черного духовенства.

Иоанникию припомнили все грехи за 18 лет настоятельства, обвиняли в том, что транжирит деньги на ненужные экономические реформы. Особенно монастырскую «элиту» злило расширение училища. Во‑первых, накладно его содержать, во‑вторых, оно плодит шибко умных. «Поучившиеся монахи и послушники, кроме отца-настоятеля, никого и знать не хотят», — жаловались подписчики.

Вернувшийся из отпуска Иоанникий пытался примириться с «подчиненными». Но те продолжали упорствовать — требовать его отставки. Тогда настоятель с разрешения Синода разослал нескольких зачинщиков по скитам. И вот тут выяснились интересные вещи. Во‑первых, монахи, которые, по идее, должны стойко во имя Господа терпеть лишения, принялись строчить новые жалобы — теперь уже на некомфортные условия жизни (например, по двое в келье). Но чаще всего на то, что их лишили возможности получать «деньги с кружки», то есть доходов от подаяний паломников и богомольцев. Например, иеродиакон Виктор писал, что, поскольку «нет грошиков», то он не может «из сердца вырвать угнетающих дум».

А во‑вторых, выяснилось, что у соловецкой смуты, как и у всякой революции, имеется внешний заказчик. «Признаюсь, что на это научили нас люди, которые остались в стороне, а мы оказались пушечным мясом», — написал в Синод бывший казначей монастыря, иеромонах Анатолий.

Расследование показало, что за смутой на Соловках стоял очень почитаемый в то время церковный деятель «безукоризненных нравственных качеств», настоятель Трифоно-Печенгского монастыря Ионафан. Беспорядки на Соловках он учинил ради денег и власти.
1912 год. Иоанникий (с посохом) на церемонии возвращения англичанами «пленного колокола», вывезенного в Портсмут британской эскадрой, пытавшейся штурмовать Соловецкий монастырь во время Крымской войны.
1912 год. Иоанникий (с посохом) на церемонии возвращения англичанами «пленного колокола», вывезенного в Портсмут британской эскадрой, пытавшейся штурмовать Соловецкий монастырь во время Крымской войны.

Два Ивана

Ионафан — бывший Соловецкий монах. Он пришел в обитель одновременно с Иоанникием и тоже по обету. Более того, они ровесники, оба крестьянские сыновья и обоих в миру звали Иванами. Два перспективных юноши делали в монастыре стремительную карьеру. Ионафан преуспел в строительстве Савватиева скита. А в 1891 году его назначили настоятелем Трифоно-Печенгского монастыря, который возрождался на Мурмане.
Ионафан, как и Иоанникий, был великим преобразователем — прокладывал в тундре дороги, увеличил стадо монастырских оленей с 18 до тысячи голов. Открыл почту, телеграф, телефон, электрифицировал монастырь, монахи собирали морошку, гагачий пух… И все бы хорошо, да сопернику повезло больше — в 1895 году Иоанникия выбрали настоятелем Соловков. Ему достался не захудалый и бедный Трифоно-Печенгский монастырь, требующий восстановления, а богатый и мощный Соловецкий. Но самое обидное для Ионафана заключалось в том, что он теперь Иоанникию обязан был подчиняться — Соловецкий монастырь шефствовал над Трифоно-Печенгским, направлял туда монахов и деньги. Два выдающихся и очень похожих «крестьянских настоятеля» были обречены на конфликт. Поначалу меж ними случились разногласия насчет того, где в Печенге ставить новую церковь. Ионафан победил.

Он умел ненавязчиво выслужиться перед влиятельными людьми. Например, запрашивал в Синоде фотографии царя и царицы для массовой раздачи верующим. Не раз ездил в столицы, дважды встречался с Николаем II, ему покровительствовал глава Синода Победоносцев. Да и колонизация Кольского полуострова была делом государственной важности. Поэтому Ионафан был обласкан властями.
Константин Победоносцев
Константин Победоносцев
Заручившись высочайшей поддержкой, он стал писать письма в Синод — обвинял Иоанникия в задержке субсидий его монастырю и одновременно критиковал конкурента за нецелевые расходы и «неправильную» хозяйственную деятельность на Соловках (через несколько лет с подобными обвинениями выступят уже соловецкие оппозиционеры, многие из которых были хорошо знакомы с Ионафаном). Иоанникий в ответ писал, что Ионафан отказывается даже формально ему подчиняться. А вскоре смог добиться сокращения ежегодных Соловецких субсидий Печенгскому монастырю с 9500 до 5000 рублей в год, мотивируя это тем, что тот перестал быть убыточным и приносит доход, который Ионафан вкладывает в процентные бумаги. В 1907 году печенгский настоятель попытался добиться независимости от Соловков, но при этом хотел и дальше получать оттуда субсидии. Иоанникий был за расставание, но против дальнейшего финансирования.

В 1911 году после новых обвинений в адрес Ионафана (в сокрытии доходов от промыслов) соловецкую субсидию срезали до 3000 рублей. И тогда печенгский настоятель перенес «боевые действия» на территорию противника — устроил тот самый бунт против Иоанникия, которого называл не иначе как «Бироном» и «Бисмарком».

В 1913 году Иоанникий устоял. А в 1916‑м наступил на те же грабли. Снова стал привлекать иноков, включая иеромонахов и иеродиаконов, к строительным работам. У него не было другого выхода — шла Первая мировая война, и в монастырь стало приезжать меньше трудников.

И хоть главный подстрекатель Ионафан к тому времени почил в бозе, избежать нового бунта не удалось. Во главе его встали все те же «подписчики» и «герои Порт-Артура». Они стали забрасывать Синод письмами с требованием освободить их от физического труда. А также «продать кобыл и купить коров, чтобы каждому для трапезы получать молоко по бутылке в неделю», «уничтожить навсегда курятник», «уравнять братию жалованьем». То есть «взять и все поделить». А тем временем наступил 1917 год, и подобные настроения только приветствовались.

Делегация бунтовщиков выехала в Петроград. Состав Синода к тому времени радикально обновился, а его члены не знали, как себя вести в ситуации двоевластия между Временным правительством и Петросоветом. Боялись любого политически неверного решения. Боялись, что соловецкий скандал выльется в прессу… И 4 августа Синод уволил 67‑летнего Иоанникия на покой по старости. Узнав о своей отставке из газет, тот перекрестился и сказал: «Слава богу за все. Мне своих дел не стыдно». Но не покинул Соловки, а остался — чтобы испить свою чашу до дна.

Что посеют, то и пожнут

У Иоанникия был свой взгляд на блаженных старцев и отшельников, живших на Соловках. Когда ему показывали на кого-то из таких без пяти минут святых, он обычно говорил: «Вид-то их благочестив. А каков конец будет?» Пришло время ему самому доказывать свою духовную силу.

В монастыре выбрали нового настоятеля — Вениамина. После большевистского переворота в Петрограде соловецкие монахи-революционеры еще больше осмелели и удалили Иоанникия в Савватиевский скит (тот, который отстраивал Ионафан).
Но раскол углублялся. Победившие «подписчики» были недовольны уже и новоизбранным настоятелем. Они требовали назначить на руководящие должности своих людей, а Вениамин противился.

«Что посеют, то и пожнут», — предрек им местный пророк, известный и почитаемый старец Зосима.

Вскоре 7 декабря 1917 года вспыхнул сильный пожар. Монастырь едва не сгорел. Новый настоятель Вениамин объявил, что это несчастье — божья кара за тяжкие братские грехи и смуту против отца Иоанникия, которого «загрязнили, заплевали, заушали»…

И тогда пошли доносы уже на Вениамина: «Благодаря перевороту в России нам удалось отстранить от власти тирана Иоанникия. Но, к сожалению, в выборе нового настоятеля мы ошиблись». Доносчики признавались советской власти в любви, писали, что она действует про промыслу божьему.

А в марте 1918‑го на Соловки пожаловала эта самая власть — реквизировать монастырские запасы. Встретил комиссию… Иоанникий и первым делом потребовал у ее членов мандат. Именно он по большей части общался с большевиками, рискуя навлечь на себя их гнев и даже расстрел — прикрывал собой молодого настоятеля Вениамина…

Руководство монастыря прятало ценности. Но монахи-революционеры и тут отличились — они выдавали большевикам монастырские тайники. Доносили на Вениамина как на главного укрывателя. Того арестовали и отправили валить лес. Это было похоже на нашествие варваров. Какое-то время «сокровища монастыря» изымались без описи. В поисках ценностей пришельцы оскверняли святыни, разрывали могилы. В 1920 году было решено монастырь закрыть, а на его месте устроить совхоз и лагерь для заключенных.

А Иоанникий в Савватиевом скиту неустанно молился. Он превратился в худого, сгорбленного, изможденного старца с лицом, мокрым от слез. Ему выпало увидеть, как рушилось и грабилось все, что он создавал и приумножал. А к нему в скит на прощеное богомолье потянулись раскаявшиеся монахи-бунтовщики.
Он смиренно прощал своих бывших врагов, как заблудших детей… Бог рассудил их. Что посеяли, то и пожали.

Иоанникий умер 6 июля 1921 года… А в 1923‑м сперва случился лютый пожар, а после, в том же году, большевики изгнали монахов. Все зачинщики соловецкой смуты покинули острова. Остались лишь 60 самых преданных иноков, заявивших, что их могут расстрелять, но они монастырь не покинут. Новая власть пошла им навстречу. Эти последние монахи стали работниками первого советского концлагеря.

Под упавшим крестом

Могила Иоанникия долгие годы считалась утерянной. А в 2013‑м во время реставрационных работ в подклете Троицкого Зосимо-Савватиевского собора — там, где раньше хоронили настоятелей, нашли два разграбленных склепа. Останки в одном из них удивили археологов. Скелет был в обычной, не церковной одежде, но на черепе остались зеленые следы окисления от митры, в которой его положили в могилу. Специалисты определили, что это Иоанникий. Выходит, монахи все-таки воздали ему должное! Уже при советской власти они смогли похоронить его в настоятельском некрополе под собором, хранившим главную святыню монастыря — мощи его основателей Зосимы и Савватия. Храм сильно пострадал от пожара 1923 года. С его купола упал крест. И в том же году новая власть воздвигла здесь новый «храм». В бывшем соборе устроили лагерный карантин. Хлынувшие со всей страны заключенные первым делом попадали сюда — в первый круг Соловецкого ада. Толпы несчастных страдальцев мучились здесь страхом и неизвестностью. И даже не подозревали, что попирают ногами прах последнего дореволюционного настоятеля Соловецкого монастыря. Иоанникий Юсов заслужил эту честь. И если бы знал при жизни, что его ждет, наверняка бы сказал: «Слава Богу за все!»
Здесь, в подклете Троицкого Зосимо-Савватиевского собора, во время прокладки коммуникаций в 2013 году нашли склеп с останками Иоанникия.
Здесь, в подклете Троицкого Зосимо-Савватиевского собора, во время прокладки коммуникаций в 2013 году нашли склеп с останками Иоанникия.
Интересные факты

• Реконструкция лица

Портрет Иоанникия, реконструированный антропологами по найденному черепу
Состояние зубов позволило ученым сделать вывод, что в детстве, когда формировалась их эмаль, этот человек регулярно голодал

• Смутное время

Монастырские смуты случились и в других известных монастырях. Зачастую там было все то же самое. Истинный мотив — недовольство строгим настоятелем, пытавшимся навести в обители порядок. Метод — доносы в Синод с жалобами на «неправильную хозяйственную деятельность» и «нецелевые расходы».

Оптинская смута. 1910–1912 годы. Часть братии Оптиной пустыни выступила против настоятеля. И хоть злоупотребления не подтвердились, Синод, желая пресечь тяжбу, которую уже подогревали внешние силы — заинтересованные журналисты, придворные юродивые и т. д., удалил из монастыря управляющего скитом Варсонофия, который через год после этого умер.

Афонская смута. 1909–1913 годы. Захватила три из четырех русских монастырей на святой горе. Причина — богословский спор о почитании Имени Божия. Бунтарями «имяславцами» командовал бывший гусар иеросхимонах Антоний. Смутьяны изгоняли настоятелей и устроили нечто вроде своей республики. Для ее ликвидации Россия послала на Афон войска. Более 800 монахов‑бунтовщиков на кораблях были возвращены в Россию.

Глинская смута. 1908–1912 годы. На нее часть монахов подбил отставной генерал-лейтенант Митропольский, живший по соседству с Глинской пустынью. Подговорил монахов выступить против строгого настоятеля Иоанникия, требовавшего дисциплины. Доносы не подтвердились, тем не менее Синод удалил 70‑летнего старца из обители.

• Настоятеля убили за рыболовные крючки

Вениамин, преемник Иоанникия на настоятельском посту, после отбытия заключения жил в Архангельске на подворье Соловков. Потом с помощником построил келью в глухом лесу. Завели огород, ловили рыбу. В 1928 году священников убил и сжег местный комсомолец с дружком ради нескольких пар сапог, куска брезента, чайника, набора рыболовных крючков и плотницкого инструмента.

Владлен Чертинов

В разделе «Предки» можно прочесть и о других моих предках-священниках. У многих из них финал был трагическим. Другого пра-прадеда Виталия Попова (отца прабабушки) расстреляли в 1920 году за то, что отслужил молебен после ухода большевиков из Нименьги. И сегодня эта заброшенная красивая деревянная церковь с падающей «пизанской» колокольней смотрится памятником моему предку. А его старший брат Алексей Попов, протоирей Лальского собора под Вологдой, был депутатом III Государственной думы и написал замечательную, очень честную книгу «Записки причетнического сына» о дореволюционной жизни священников.

Правда о жизни священников
Уникальные воспоминания протоиерея Алексея Попова.
рекомендую
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в telegram
Telegram
Поделиться в whatsapp
WhatsApp
Поделиться в email
Email

Добавить комментарий

Еще статьи из рубрики «Предки»
кнопка вверх для сайта

Мой сайт использует файлы cookie для того чтобы вам было приятнее находиться на нем